Предложения в области мотивации и стимулирования с целью привлечения высококвалифицированных работников
1. Личностная подструктура:
-мотивацию на карьеру;
-личностные качества;
самореализацию (на базе роста квалификации, профессионализма, опыта), которая выражается в продвижении по службе, росте материального благополучия и т. д.;
социальное признание как свидетельство одобрения окружающими стремления работника к развитию карьеры, используемых средств и методов достижения карьеры, престижности этих целей и т. д.;
2. Ценностная подструктура:
-социальную принадлежность, нередко предопределяющую формы и пути развития карьеры;
общепринятые социальные ценности (человеческое достоинство, гражданский долг, материальное благополучие, поведенческие нормы и установки и т. д.);
престижность развития карьеры и пр.;
. Производственная подструктура:
расширение производства (согласно планам развития, модернизации и т.п.);
внедрение новой технологии и техники;
переход на новые экономические отношения, определяемые развитием общества и страны в целом;
качество и эффективность труда работника, подразделения, предприятия;
потребность предприятия в развитии карьеры работника и др.
Все подструктуры определяют развитие карьеры работника в комплексе и взаимосвязаны. Поэтому при планировании карьеры работника следует учитывать все элементы структуры карьеры, так как иначе ООО «Строймеханизация» и социальное окружение будут сталкиваться с негативными проявлениями, например безразличие работника к общепринятым социальным ценностям приведет к следованию принципу "карьера любой ценой". Завышенные уровень притязаний и самооценка могут привести к тому, что работник будет стремиться к развитию карьеры, хотя его личностные качества не соответствуют требованиям рабочего места. Допустим, что ООО «Строймеханизация» в перспективе не имеет развития и обновления технологий и техники, однако администрация планирует развитие карьеры работника. Это приведет к тому, что на каком-то этапе план будет невыполненным из-за отсутствия возможности перемещений и т. п. (нет новой техники и т. д.). В любом из приведенных примеров развитие карьеры работника протекает ненормально, с ущербом для ООО «Строймеханизация» (трудовой группы) и работника. Развитие карьеры работника может происходить только тогда, когда сам работник и администрация ООО «Строймеханизация» обеспечивают развитие всех элементов (подструктур) карьеры в целом.
Как отмечалось нами выше, карьера работника есть длительный процесс, который может включать ряд периодов, зачастую повторяющихся. К таким периодам (этапам) следует отнести:
повышение квалификации (переподготовка, стажировка) в системе непрерывного обучения;
зачисление в резерв кадров для выдвижения на руководящие должности, когда работник обязательно проходит подготовку (повышение квалификации, переподготовка, стажировка) согласно индивидуальным планам;
назначение на более высокую должность (по результатам подготовки в резерве либо по решению конкурсной, аттестационной комиссии, либо по решению руководства предприятия);
ротацию работника внутри своего подразделения или предприятия для расширения его кругозора, при которой изменяются должностные обязанности без изменения заработной платы, во всяком случае, без ее уменьшения.
Все виды ротации работника, подготовку, зачисление в резерв кадров и продвижение по службе в ООО «Строймеханизация» рекомендуется производить только с согласия работника, так как "силовые" методы работы в данном случае недопустимы
При планировании карьеры работника в ООО «Строймеханизация» необходимо иметь в виду, что решаются задачи, которые:
. Ставит перед собой работник: добиться более высокого служебного положения; обеспечить высокое материальное благополучие; расширить кругозор; поднять авторитет, престиж; добиться уважения окружающих и др.;
. Стоят перед подразделением, предприятием ООО «Строймеханизация»: выделить из числа работников (особенно молодых) компетентных, самостоятельных, отвечающих требованиям и обладающих рядом качеств (организаторских, коммуникативных, работоспособностью, стрессоустойчивостью, ответственностью и т. д.) специалистов и руководителей и путем их постепенного развития и перемещений подготовить к назначению на высокие и ответственные должности.
Если, по мнению руководителей подразделения, кадровой службы, ООО «Строймеханизация», работник заслуживает планирования карьеры, что отвечает интересам ООО «Строймеханизация», то необходимо определить отношение к этому самого работника. Для этого с работником необходимо проводить беседу, которая строится таким образом, чтобы тот раскрыл свое отношение к задачам, решаемым предприятием, к возможному его расширению и необходимости в связи с этим подготовки, к перемещениям по работе (ротации и продвижениям) и т.п. Беседу рекомендуется проводить руководителю кадровой службы или одному из ее ведущих специалистов как наиболее подготовленным к проведению этого сложного метода психологической диагностики