Внедрение на предприятии оптимальных структур управления
. Персонал отделов и служб обеспечивает выполнение функций, возложенных на управляющего директора и директоров по направлениям деятельности.
. Структура управления строится на принципах единоначалия и единой ответственности за выполняемую функцию. Не допускается выполнение одной функции несколькими подразделениями и , как следствие, разделение ответственности.
. Для выполнения функций создаются следующие уровни управления:
директор по направлению;
функциональные отделы;
бюро.
В составе бюро могут быть сформированы функциональные группы, где роль руководителя выполняет категорированный специалист.
Целесообразность создания/существования отделов определяется при анализе закрепленных функций на соответствие требованиям нормативных документов, типовым функциям, разработанных НИИ ТРУДА и другими методическими центрами по организации и нормированию труда, необходимых для организации производственного процесса. При выявлении несоответствий решается вопрос о закреплении функций за другими структурными подразделениями с профильными функциями.
Каждый руководитель структурного подразделения/ его заместитель координирует выполнение не менее 3-х основных задач аналитического/ творческого характера, либо не менее 7-и основных задач устоявшегося характера.
При смешанном варианте одна задача творческого характера может быть приравнена к трем задачам устоявшегося характера.
При наличии в административном подчинении начальника отдела других отделов вводится должность Главного специалиста по ведущему направлению деятельности блока директора по направлению.
Численность подразделений определяется на основании утвержденных методик расчета нормативов численности, расчета трудозатрат с помощью ФХН, в соответствии с «Межотраслевыми методическими рекомендациями» НИИ ТРУДА, а также на основании рекомендаций института труда и экономического анализа:
Отдел создается при численности персонала - не менее 15 ед.
Бюро - при численности не менее 5 ед.
Глава 2
Реализация принципов рассмотрена на примере блока директора по управлению персоналом.
Организационная структура блока директора по управлению персоналом включает в себя следующие подразделения:
отдел организации труда и заработной платы (далее - ООТиЗ);
центр подготовки и развития персонала (далее - ЦПиРП);
отдел персонала (далее - ОП);
социальный отдел;
пресс-служба;
административный отдел;
медико-санитарная часть.
По каждому подразделению проведен анализ задач и структур управления на соответствие принципов.
Отдел персонала
Наличие в структуре ОП малочисленных бюро и групп с численностью менее 5 ед. противоречит принципам построения оптимальной структуры управления.
В результате анализа задач ОП выявлено:
Для реализации основной функции отдела персонала - это (комлектование и учет движения кадров) начальник отдела координирует 4 задачи устоявшегося характера, выполняемые по стандартным алгоритмам:
- комплектование, учет кадров предприятия, создания банка данных кадров;
- организация проведения аттестации работников предприятия (один из видов оценки персонала, другие виды оценки персонала проводятся ЦПиРП);
- обеспечение пенсионных прав, льгот и гарантий работников предприятия, в том числе персонифицированный учет (задачу по оформлению уточняющих пенсионных справок выполняет персонал ООТиЗ);
контроль за состоянием трудовой дисциплины в подразделениях предприятия (дублирование задачи со службой экономической безопасности).
Для формирования отдельного отдела в соответствии с принципами задач недостаточно.
Центр подготовки и развития персонала
Наличие в структуре малочисленных бюро и групп с численностью менее 5 ед. также противоречит принципам построения оптимальной структуры управления.