Сущность и принципы управления
Общими функциями управления являются:
целеполагание - управленческая работа по выработке целей;
планирование - это разработка модели функционирования предприятия на определенный период;
организация - это объединение людей для совместной деятельности, а также факторов производства (рабочая сила, предметы и орудия труда) и управления;
координирование - это процесс уточнения взаимосвязей между элементами управления;
регулирование - это процесс поддержания взаимосвязей с частями системы;
стимулирование (мотивация) - выработка способов активизации деятельности людей;
учет - это фиксация состояний управляемого объекта;
анализ - это работа по выявлению причин сложившегося состояния, динамики и закономерностей развития объекта управления;
контроль - выработка мер устранения отклонений от заданного режима функционирования и обеспечения их реализации”.
Конкретные функции управления (их примерно около 25): управление основным производством; управление вспомогательным производством; управление технической (технологической, конструкторской) подготовкой производства; управление финансами; управление материально-техническим снабжением; управление капитальным строительством; управление инновациями и т.д.
Общие и конкретные функции связаны между собой.
Взаимосвязь с целями, принципами и методами рыночного хозяйствования:
Принцип целеполагание - представлен в виде дерева цели.
Принцип функции планирование - прогнозирование, моделирование, программирование, сбалансированность, реалистичность, объективность, оптимальность.
Принцип осуществления функции руководство - связан с функциями выработки целей и координацией:
принцип работы с персоналом (подбор и расстановка кадров);
активизация трудовой деятельности персонала;
формирование оптимального стиля руководства;
установление норм поведения персонала.
Принцип осуществления функции контроля:
контроль должен быть предупреждающим;
своевременный;
всесторонний;
непрерывный.
Управленческая деятельность должна реализоваться на определенном этичном уровне.
В этих целях, с одной стороны, используют сложившиеся в обществе стереотипы этики поведения в бизнесе, с другой стороны, разрабатываются и внедряются обязательные нормативы этики поведения. Во многих организациях для этого создаются комитеты по этике.
На протяжении длительной истории своего развития бизнес часто пренебрегал этическими нормами. В Древней Греции, Древнем Риме, государствах Ближнего Востока, Египте предпринимательство (торговля) считалось одним из наиболее презираемых занятий. В древнегреческой мифологии бог Гермес - покровитель коммерции, атлетизма и воровства.
Для того чтобы предпринимательство развивалось как цивилизованное, необходимо прививать ему морально-эстетические нормы. Важнейшими среди них должны выступать честность и порядочность в деловых отношениях.
Так для воспитания нравственных начал слушателям школ американского бизнеса ставят, например, такие вопросы:
этично ли поступает врач, выписывая рецепт на дорогостоящее лекарство, которое можно приобрести только в той аптеке, совладельцем которой он является?
этично ли поступает торговец, сопровождающий покупку остросюжетной этикеткой, которая не соответствует содержанию покупки?
Во многих странах не только производится воспитательная работа по деловой этике, но и регламентируются эти процессы. Так, в США еще в начале 60-х годов был создан специальный государственный совет, ведающий вопросами деловой этики. Многие фирмы разрабатывают собственные этические кодексы для своих служащих, которые зависят от общего уровня культуры в обществе.
В этическом и правовом регулировании отношений бизнеса важное место занимают вопросы взаимоотношений производителей и потребителей. В развитых странах разработана унифицированная система учета и оценки потребительских качеств товаров и услуг, которая включает обязательные требования к объективности рекламы, ярлыков, защиты покупателя от вредных и опасных товаров, ужесточение требований по соблюдению сроков годности продовольственных товаров.