Элементы процесса управления
Файоль впервые предложил рассматривать собственно управление как особый вид деятельности и, соответственно, как отдельный объект исследования, чего никто до него не делал. Он выделил пять основных элементов, из которых, по его мнению, складываются функции администрации: прогнозирование, планирование, организация, координирование и контроль.
. Планирование
- один из компонентов процесса управления, в ходе которого формулируются цели, создаются образцы и эталоны, составляющие основу управленческого контура в организации. При этом важно, чтобы не только планировались общие цели, но и обозначались этапы их достижения, обосновывались ресурсные возможности для достижения целей и обеспечения выполнения нормативов. Предвидение составляет наиболее значительную часть управления.
Разработка программы действий, под которой понимается конечная цель, руководящая линия поведения, этапы предстоящего пути и средства, которые будут пущены в ход, занимает основное место в планировании. Для разработки программы действий необходимо знание:
· ресурсов предприятия (денежный капитал, недвижимость, оборудование, материалы и сырье, трудовые ресурсы, величина производственной мощности, конъюнктура рынка и т.д.);
· ведущих направлений развития предприятия;
· возможных изменений внешних условий, сроки наступления которых нельзя определить заранее.
По мнению Файоля, составление эффективной программы действий требует от руководящего персонала следующих качеств: искусство управлять людьми; определенного нравственного мужества; большой активности; достаточной устойчивости; известной компетенции в производственной области; наличия достаточного опыта в делах.
2. Организация
- функция органа управления организацией, сущностью которой является создание самой управленческой структуры организации, т.е. обеспечение необходимого уровня формализации, привлечение в организацию ресурсов и формирование условий, необходимых для ее нормальной работы.
Для осуществления производственного процесса на предприятии социальный организм должен быть способен выполнять все необходимые операции. Этому способствует эффективное управление людьми, включающее в себя такие этапы, как:
· установление программы действий; определение задач, целей и потребностей предприятия и установление соответствия между ними и материальными и социальными организмами;
· наблюдение за выполнением программы;
· осуществление руководства компетентным и энергичным руководителем;
· правильный подбор административного аппарата;
· точное определение функций персонала;
· согласование усилий для выполнения намеченной работы;
· ясное, отчетливое и точное формулирование решений;
· поощрение ответственности и инициативы;
· предупреждения ошибок и недоразумений;
· всеобщий контроль и др. [10,63].
Построенный социальный организм приводится в действие с помощью функции распорядительства.
. Распорядительство
- одна из основных функций управления, суть которой в предъявлении руководителем требований к подчиненным в отношении выполнения ими ролевых ожиданий, распределения ответственности, постоянного воздействия на поведение подчиненных. При этом обязательным является применение руководителем определенных прерогатив власти, которые заданы его ролевыми функциями. Для получения максимального результата для предприятия в целом, руководитель должен знать в совершенстве подчиненных ему работников и условия, связывающие предприятие и служащих; увольнять неспособных работников; подавать положительный пример; производить периодическое инспектирование социального организма предприятия; регулярно проводить совещания с ведущими работниками для согласования единства направлений и усилий.
. Координирование
. Его главной целью является достижение соответствия и согласованности между различными частями предприятия путем установления рациональных связей в производстве. По своему содержанию связи могут быть экономическими, техническими, организационными, связи между различными ступенями управляемого объекта. Функция координирования призвана изучить и совершенствовать эти связи, вследствие чего происходит их рациональная организация.
. Контроль
- наиболее важная функция управления, конечный итог всей управленческой деятельности. Задача контроля - проверка исполнения в соответствии с принятой программой. Основными моментами осуществления контроля являются следующие:
· выбор способа контроля;
· выбор масштаба контроля или частоты и силы вмешательства руководителя в процесс изготовления продукта;
· выбор метода положительного или отрицательного стимулирования для достижения наименьшего отклонения от плановых норм.
Таким образом, главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из пяти функций управления (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).