Основные теории лидерства
демократический - характеризуется полным доверием, основан на широком привлечении персонала к управлению организацией. Процесс принятия решений рассредоточен по всем уровням, хотя и интегрирован. Поток коммуникаций идет не только в вертикальных направлениях, но и по горизонтали. Формальная и неформальная организации взаимодействуют конструктивно.
Р. Лайкерт назвал модель 1 ориентированной на задачу с жестко структурной системой управлении, а модель 4 - ориентированной на взаимоотношения, в основе которых лежат бригадная организация труда, коллективное управление, делегирование полномочий и общий контроль. По мнению Р. Лайкерта, последний подход является самым эффективным.
Весьма популярна управленческая решетка Р. Блейка и Д. Моутона. [10,с.37] Она представляет графическую интерпретацию стилей лидерства по двум критериям: внимание к производству и внимание к подчиненным (в зависимости от ориентации менеджера на задачу и на человеческое отношение).
Управленческая решетка выделяет пять позиций:
.1 - слабое внимание к персоналу и производству - «пессимист» (бездарный стиль - «страх перед бедностью»);
.9 - повышенно внимание к персоналу при отсутствии должного внимания производству - «демократ» (клубный стиль - «дом отдыха»);
.1 - исключительное внимание производству и невнимание к персоналу - «диктатор» (жесткий стиль - «подчинение»);
.5 - балансирование на сочетании внимания к людям и производству - «манипулятор» (стиль манипулирования - «середина дороги»);
.9 - полноценная забота о людях и производстве - «организатор» (прогрессивный стиль - «команда»).
Авторы данной теории утверждают, что менеджер должен стремиться развить стиль «9.9», однако прежде всего важна гибкость, поскольку успех руководства обеспечивается не стереотипностью поведения в разных ситуациях, а адекватными обстановке действиями (ориентированными либо на выполнение задания, либо на человеческие отношения). При этом высокая степень внимания к производству и сотрудникам далеко не всегда эффективна.
В целом поведенческие теории лидерства способствуют усилению внимания к вопросам обучения эффективным формам поведения. Задача организации представлялась не только в том, чтобы распознать эффективного лидера в процессе отбора персонала, но и в том, чтобы научить его навыкам успешного управления людьми.
Поведенческий подход заложил основу для классификации стилей руководства, направил усилия менеджеров на поиск оптимального стиля, однако уже в начале 1960-х гг. стал рассматриваться как ограниченный, так как не учитывал целого ряда других важных факторов, определяющих эффективность управленческой деятельности в той или иной ситуации.
Ситуационный подход - сформировался в начале 1960-х гг., утверждает, что решающую роль в эффективном менеджменте играет ситуационные факторы, при этом не отвергает важность личных и поведенческих характеристик.
Основными ситуационными теориями лидерства является: модель руководства Ф. Фидлера, подход «путь-цель» Т. Митчела и Р. Хауса, теория жизненного цикла П. Герси и К. Бланшара, модель принятия решений В. Врума и П. Йеттона и других.[12]
В основе большинства ситуационных моделей лежат положение о том, что выбор адекватного стиля руководства определяется в результате анализа природы управленческой ситуации и определения ее ключевых факторов.
Одной из первых теорий ситуационного подхода явилась модель руководства Ф. Фидлера. Она сосредоточила внимание на ситуации и выделила три фактора, влияющие на поведение руководителя:
· отношения между руководителем и подчиненными (степень доверия и уважения);
· структура задачи (регламентация труда);
· власть руководителя (объем должностных полномочий).
Фидлер классифицировал лидеров групп по их отношению к «наименее предпочитаемому сотруднику» (НПС) в зависимости от личных качеств и отношений. Основной характеристики лидера служит оценка им НПС, которая позволяет установить две ориентации, определяющие эффективность стиля руководства:
· ориентация на человеческие отношения - лидер, характеризующий НПС в позитивных категориях,
· ориентация на задачу - лидер, дающий НПС негативную оценку.
Данная теория установила два важных фактора, связанных с обеспечением эффективного руководства:
. руководители, ориентированные на выполнение задачи, обеспечивают более высокую производительность группы в благоприятных и неблагоприятных ситуациях. Руководители, ориентированные на отношения, обеспечивают более высокую производительность группы в промежуточных состояниях;
2. эффективность работы руководителя зависит как от степени благоприятности ситуации, так и от стиля лидерства. Решающим фактором является соответствие стиля руководства и ситуации, в которой работает коллектив. Добиться этого можно двумя способами: