Пути реализации ценностной ориентации в управленческой деятельности в общеобразовательных учебных заведениях
На этапе модернизации управленческой деятельности приобретает особую актуальность Проблема ценностно-мотивационных характеристик общей культуры руководителя образовательного учреждения.
Через ценностно-мотивационные характеристики раскрывается содержание деятельности руководителя учреждения, анализ которой позволяет понять, какими путями осуществляется адаптация современного руководителя к рыночным отношениям в обществе; как руководитель, выступает субъектом формирования ценностных ориентаций всего коллектива и направляет его работу в определенное русло, умеет разрешать конфликты в собственной мотивационной сфере, интегрировать новые ценности и ценностные системы.
Управленческая деятельность современного менеджера образования направлена на:
обеспечение учебно-воспитательного процесса;
создание благоприятного климата в коллективе;
налаживание коммуникации (создание взаимодействия, взаимосвязи);
создание творческого климата организации.
Руководство общеобразовательным учебным заведением основывается на следующих основных принципах:
. Общие принципы, среди которых выделяем:
а) общественно-политические (принципы объективности, законности, демократизма, детерминированности, децентрализованости управления, гласности);
б) государственно-управленческой деятельности, раскрывающие отношения и взаимосвязи методов, форм, стадий и других элементов управленческого аппаратуры осуществлении им соответствующих управленческих функций.
К ним относятся принципы: профессиональной компетентности, соответствия элементов (методов, форм, стадий) управленческой деятельности менеджера его функциям и организации; постоянного совершенствования форм и методов управления; информационной достаточности; открытости доступа к информации о деятельности СНО и управления им; личностной ответственности государственных служащих за результаты управленческого воздействия, стимулирование управленческой деятельности и некоторые другие, относящиеся к управленческому процессу.
. Структурные принципы, которые упорядочивают структуру управленческой деятельности делятся на четыре вида. В каждом виде принципов мы выделяем те, которые, на наш взгляд, важны в контексте построения механизма управления СНО:
а) структурно-целевые, отражающие закономерности, отношения и взаимосвязи рационального построения "дерева целей" управления СНО. К ним относятся принципы: единства целей, системности, взаимодополняемости, целеустремленности и критериальности, подчиненности целей в их иерархии;
б) структурно-функциональные, характеризующие закономерности построения функциональной структуры управления СНО, отношения и взаимосвязи между его элементами. Это принципы: научности; опережающего развития теории относительно практики, обеспечение финансово-экономической стабильности, соответствия управленческого воздействия реальным потребностям и запросам объектов государственного управления, т.е. участников образовательного процесса и системы ЗСО в целом;
в) структурно-организационные, связанные с закономерностями построения организационного строения управления ОУЗ, отношениями и взаимосвязями между его составляющими. Среди них принципы: целостности системы управления; распределения компетенций и иерархической согласованности общих и целевых функций, эффективности организационной структуры;
г) структурно-процессуальные, дающие представление об основных (определяющие) закономерности, отношения и взаимосвязи рационального и эффективного осуществления управленческой деятельности. Прежде всего мы выделяем принципы: адаптированности, систематичности оценки и установления многоканального обратной связи.
. Специальные принципы, отражающие сущность управления ОУЗ как объекта управленческого воздействия. К ним относятся принципы многоаспектности и перспективности планирования.
Стоит отметить, что указанные принципы управления тесно связаны между собой, а содержание и проявление одного из них иногда определяет и формулировки другое. Раскроем сущность отдельных принципов, отражающих сущность и специфику механизма управления СНО. Принцип объективности управления является одним из общих принципов, который содержит любая система или перечень принципов, независимо от вида деятельности. Он обусловливает необходимость следования во всех управленческих процессах требованиям объективных закономерностей, причем как естественных, так и общественно-исторических, а также реальным возможностям общественных сил. Принцип соответствия управленческого воздействия реальным потребностям и запросам объектов государственного управления, т.е. участников образовательного процесса. Принцип адаптивности управления ОУЗ обусловлен необходимостью согласования и адаптации общих целей и функций управления. Принцип разделения компетенций и иерархической согласованности общих и целевых функций в управление.