Проектирование системы управления адаптацией персонала на ООО «АЭЛИТА»
Из анализа состояния адаптации персонала видно, что в настоящий момент на предприятии нет ни одного документа, регламентирующего процесс адаптации, а проводимая адаптационная работа с новыми сотрудниками не носит системного характера и является формальной.
Руководству организации необходимо разработать документацию, необходимую для эффективного управления адаптацией. Первоначально необходимо разработать следующие нормативные документы:
. Должностная инструкция сотрудника, за которым закрепляется функция по управлению адаптацией;
. Положение об адаптации персонала. Это организационный документ, в соответствии с которым осуществляется управление адаптацией персонала на предприятии. На его основе разрабатывается методика управления адаптацией персонала.
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА ООО «АЭЛИТА»
. Общие положения
.1 Под адаптацией понимается процесс включения работника в новую для него производственную и социальную среду.
.2 Данное положение определяет общие принципы и процедуры управления адаптацией персонала в случае приема нового работника (перехода работника на новую или более высокую должность).
. Цели и задачи управления адаптацией персонала
.1 Цель управления адаптацией персонала состоит в том, чтобы работник быстрее овладел профессиональными навыками, умениями, приспособился к режиму работы и особенностям рабочего места, сумел раскрыть и начал реализовывать свои способности, включился в коллектив структурного подразделения и систему взаимоотношений предприятия.
.2 Задачи управления адаптацией:
.2.1 формирование представлений работника об организационной структуре предприятия, организационных взаимоотношениях между подразделениями, включение в них работника;
.2.2 ознакомление работника с общими экономическими условиями деятельности структурного подразделения и предприятия в целом;
.2.3 информирование работника о нормах поведения, правилах внутреннего распорядка; помощь в овладении ими;
.2.4 включение работника в социально-психологические отношения в структурном подразделении и предприятия в целом;
.2.5 выявление значимых профессиональных, деловых, психологических и мотивационных особенностей работника.
. Этапы управления адаптацией персонала
.1 Менеджер по персоналу на основе анализа информации о работнике, полученной на этапе приема, а также информации об особенностях структурного подразделения, коллектива, в которые входит данный работник, в дневный срок разрабатывает план мероприятий по управлению адаптацией, который согласовывается с руководителем структурного подразделения.
.2 Руководитель выбирает наставника. Наставник утверждается распоряжением директора предприятия.
.3 Согласно программе адаптации конкретного работника проводятся мероприятия по управлению адаптацией работника.
.4 По истечении одного месяца с начала адаптации работника менеджер по персоналу совместно с наставником проводит первую оценку уровня адаптированности работника по методике управления адаптацией персонала. Предлагаются мероприятия по улучшению процесса адаптации.
.5 Незадолго до окончания испытательного срока менеджер по персоналу совместно с наставником проводит повторную оценку уровня адаптированности работника. Сотрудник отдела кадров проводит сравнительный анализ результатов. По результатам анализа составляется заключение о состоянии уровня адаптированности работника к моменту истечения испытательного срока:
высокий уровень адаптированности: рекомендовано прекратить работу по адаптации;
средний уровень адаптированности, тенденция к повышению, улучшению уровня оценочных показателей: рекомендовано продолжить работу по адаптации (с разработкой конкретных мероприятий);
низкий уровень адаптированности: рекомендовано рассмотреть вопрос о возможности прекращения трудовых отношений с данным работником до истечения испытательного срока.
.6 Свое заключение менеджер по персоналу предлагает руководителю в качестве рекомендации для принятия окончательного решения об итогах адаптации работника за период испытательного срока.
.7 На основании рекомендации руководитель принимает соответствующее решение и доводит его до сведения работника.
. Распределение функций по управлению адаптацией персонала
.1 Функции по управлению процессом адаптации персонала распределяются между руководителем структурного подразделения, менеджером по персоналу, наставником.
.2 Руководитель структурного подразделения выполняет следующие функции:
.2.1 представление новому сотруднику работников данного подразделения, а также работников других подразделений, с которыми он будет взаимодействовать при выполнении основных функций;
.2.2 информирование работника о функциях подразделения, взаимоотношениях с другими подразделениями;