Психологические основы принятия управленческих решений

Принятие решений является центральным моментом управления. Именно по этому критерию и определяются главные роли в трудовом процессе: руководителя и подчиненного. Решение проявляется в планировании, организации, управлении, контроле и пр. Принятие решения - это сложный мыслительный процесс, который предполагает осознание проблемы, постановку адекватной цели и выбор средств для реализации данной цели. Однако далеко не всегда принятые решения оказываются правильными. Для того, чтобы снизить возможность просчета в управлении необходимо знать психологические особенности личности, благодаря которым и осуществляется данное действие.

В принятии решений интегрируются знания, интересы и мировоззрения человека. Важнейшую особенность этого процесса составляет его воля как способность противостоять людям и обстоятельствам, способность поддерживать реализацию намеченной цели в изменяющихся условиях.

Решения принято классифицировать по разным основаниям:

1) по широте охвата (общие и частные);

2) по срокам действия и степени воздействия на будущее решение (оперативные, тактические, стратегические);

) по функциональному признаку (решения, направленные на совершенствование планирования ,организации, мотивации, контроля);

) по содержанию (политические, технические, технологические);

) по степени новизны (рутинные, стандартные, творческие, уникальные);

) по уровню определенности проблем, которые эти решения призваны разрешить (решения, принимаемые в условиях определенности, в условиях риска);

) по обращенности к интеллектуальной или эмоционально-волевой сфере личности.

В решениях реализуются интуитивный, прагматический и рациональный подходы. Интуитивное решение принимается на основе ощущения его правильности, без анализа всех плюсов и минусов. Прагматически ориентированное решение, основанное на знаниях и опыте, - это выбор, обусловленный знаниями и накопленным опытом. Такой подход, в первую очередь, характерен для технологических решений. Рациональное решение не зависит от прошлого опыта, оно обосновывается аналитически. Такой подход является основным в стратегических решениях

В реальности, в процессе принятия, одновременно задействованы все три подхода, но один является преобладающим. Работа по принятию решений включает в себя три основных составляющих:

- личностный - соотнесение целей принимающего решение руководителя с целями организации;

- процедурный - определение текущего состояния конкретной проблемы, определение степени последующих изменений и пр.;

- технологический - определение результата и его показателей, прогнозирование последствий риска, поиск ресурсов и пр.

Для поиска оптимального решения руководитель может привлекать и коллектив, с помощью которого обеспечивается всесторонняя и глубокая проработка предлагаемых вариантов решения.

В настоящее время существует большое количество методов выработки управленческих решений. Так, в соответствии с разными признаками выделяют: общенаучные, интернаучные и частные методы. По признаку формализации используемого аппарата выделяют формальные методы, эвричстические и методы экспертных оценок.

Психология управления стремится раскрыть внутренние условия этого процесса, субъективную основу принятия решений. Прежде всего, принятие решения осуществляется с помощью всех психических функций (как простейших - ощущение, так и высших - восприятие, память, мышление и воображение). Рассмотрим схему, решения проблемы (рис. 2). Любое мыслительное действие, этапы которого показаны на схеме, начинается с возникновения какой-либо задачи. Решение задачи завершает мыслительное действие. Однако уже найденное решение может вызвать новые вопросы, служащие началом новых мыслительных действий или сложных, а иногда и длительных мыслительных процессов. Для нормальной человеческой психики решение задач зависит от знаний, умений и опыта.

Рис. 2. Схема решения проблемы

В Врум и Ф Йеттен выделяют шесть основных факторов, влияющих на поведение руководителя при принятии решений:

Перейти на страницу: 1 2

Меню