Современные системы кадрового менеджмента
Ее анализ позволяет создать систему воспроизводства уникальных подходов и решений, более смело ориентироваться на них, совершенствовать такие свойства личности, как интуиция, воображение, создание ассоциативных связей [18].
Основные проблемы внедрения корпоративного управления связывают с обособлением прав собственности от прав управления в условиях «распыленных» между множеством акционеров прав собственности. Цели корпоративного управления:
распределять права между менеджерами и акционерами;
представлять интересы акционеров;
информировать акционеров о действиях менеджеров;
применять механизмы корпоративного контроля.
Суть корпоративного управления сводится к созданию механизмов, обеспечивающих соблюдение интересов акционеров, являющихся собственниками корпорации в условиях, когда значимая для принятия решений (как текущих, так и стратегических) информация распределена асимметрично в пользу менеджеров, стремящихся реализовать собственные цели.
Методы и механизмы корпоративного управления используют, чтобы:
увеличить капитализацию компании (стоимость бизнеса) за счет роста котировок акций и/или дополнительной эмиссии, в том числе при поглощении или присоединении;
обеспечить баланс интересов собственников компании, ее менеджмента, акционеров (миноритарных, мажоритарных, стратегических инвесторов) и других финансово заинтересованных сторон (аффилированных лиц, государства и т. д.) [25].
Проблемы корпоративного управления, связанные с попытками сбалансировать интересы разных групп лиц (акционеров, в том числе крупных, миноритарных, владельцев привилегированных акций, менеджеров организации, ее работников, государственных органов), актуальны для большинства стран.
Основные механизмы КУ включают следующие элементы:
система оценки эффективности корпоративного управления (в том числе с использованием сбалансированной системы показателей и рейтингов);
совет директоров (СД), призванный защищать интересы акционеров и соответствующим образом выстраивать отношения между ними и топ-менеджерами;
налаженная система обмена информацией между топ-менеджерами и собственниками компании (многочисленные конфликты возникают именно на этом уровне);
техническая часть: финансовые, юридические вопросы, формализация поведения всех финансово заинтересованных групп;
враждебное поглощение (рынок корпоративного контроля);
банкротство;
получение полномочий по доверенности акционеров.
Мы рассмотрим три наиболее интересных подхода к оценке качества и эффективности системы корпоративного управления [25].
В рамках третьего подхода анализируется эффективность организации функционирования технологических цепочек (ТЦ) в крупной интегрированной структуре (как на этапе подбора участников ТЦ, так и по результатам работы управляющих команд каждой из них).
Технологическая цепочка - это совокупность технологических этапов производства определенного вида продукции корпорации. В виде ТЦ могут быть организованы производственные процессы [25].
Развитие рыночной экономики, пусть даже с элементами госкапитализма в стратегически важных областях деятельности, приводит к увеличению влияния деятельности корпораций на общество.
Эти модели не нужно придумывать, они существуют в реальной практике компаний, их нужно только выделить и описать как устойчивые социально-психологические характеристики поведения компаний и составляющих их индивидов.
Рассмотрим две основные составляющие формирования корпоративных моделей: социальная ответственность и индекс образованности [33].
Используя их в качестве переменных, можно составить матрицу соответствия, представленную на рисунке 1.
Рисунок 1 - Матрица соответствия социальной ответственности и индекса образованности
Она позволяет выделить пять основных моделей корпоративного поведения, теоретически возможны и другие варианты, но представленные ниже чаще встречаются:
модель «интенсивного продвижения» представляет такое поведение организации, которое проявляется в вовлечении в её деятельность максимально доступного количества возникающих возможностей. При этом в число возможностей входят как различные внешние области деятельности, так и внутренние характеристики фирмы;
модель «осторожного прощупывания» представляет такую форму поведения организации, которая реализуется в случае тщательного продумывания и выяснения всех аспектов принимаемого решения;
модель «слепого обогащения» - эта модель, к сожалению, пока ещё достаточно распространена. Её особенностью является то, что организация использует любые предоставляющиеся возможности не для развития, а для обогащения, поэтому деятельность такой организации наносит вред социуму;