Внутренние и внешние источники информации об удовлетворенности потребителей
При выборе методов измерения для обеспечения соответствия продукции требованиям, а также при рассмотрении потребностей и ожиданий потребителей организации необходимо учитывать:
- виды характеристик продукции, от которых затем зависят виды измерений, подходящие средства измерения, необходимая точность и требующиеся навыки;
- необходимые оборудование, программные средства и инструменты;
- расположение подходящих точек измерения в последовательности процесса жизненного цикла продукции;
- характеристики, подлежащие измерению в каждой точке, документацию и критерии приемки, которые будут применяться;
- установленные потребителями точки для освидетельствования или верификации выбранных характеристик продукции;
- контроль или испытания в присутствии заказчика, или осуществляемые законодательными и регламентирующими органами;
- где, когда и как организация намерена (или это требуется потребителями или законодательными и регламентирующими органами) привлекать квалифицированную третью сторону для проведения:
а) испытаний типа,
б) контроля или испытаний в ходе процесса,
в) верификации продукции,
г) валидации продукции;
- квалификацию работников, материалов, продукции, процессов и системы менеджмента качества;
- окончательный контроль с целью подтверждения, что деятельность по верификации и валидации завершена и одобрена;
- регистрацию результатов измерения продукции.
Организации следует анализировать методы, используемые при измерении продукции, и предусматриваемые записи по верификации, чтобы учитывать возможности улучшения деятельности. Типичными примерами записей об измерении продукции, которые рассматривались бы при улучшении деятельности, являются:
- протоколы контроля и испытаний;
- уведомления о выпуске материалов;
- бланки приемки продукции;
- сертификаты соответствия, если это необходимо.
Организация должна держать под контролем и измерять характеристики продукции с целью проверки соблюдения требований к продукции. Это должно осуществляться на соответствующих стадиях процесса производства продукции согласно плановым мероприятиям [21].
Свидетельства соответствия критериям приемки должны поддерживаться в рабочем состоянии. Записи должны указывать лицо (а), санкционировавшее (ие) выпуск продукции.
Выпуск продукции и предоставление услуги не должны осуществляться, пока не будут удовлетворительно завершены все плановые мероприятия, если иначе не утверждено соответствующим уполномоченным или, где это применимо, потребителем.
Организации необходимо определить информацию по измерениям, требующуюся для выполнения потребностей заинтересованных сторон (но не потребителей) и касающуюся процессов организации, с тем чтобы добиться баланса при распределении ресурсов. Такая информация включает измерения, относящиеся к работникам организации, владельцам и вкладчикам, поставщикам и партнерам, а также обществу. Примеры измерений:
а) В отношении своих работников организации следует:
делать обзоры мнений своих работников о степени удовлетворенности их потребностей и ожиданий;
проводить оценку индивидуальной и коллективной работы сотрудников и их вклада в результаты организации.
б) В отношении владельцев и вкладчиков организации следует:
проводить оценку своих способностей в достижении поставленных целей;
проводить оценку своей финансовой деятельности;
оценивать воздействие внешних факторов на свои результаты;
определять ценность, внесенную предпринятыми действиями.
в) В отношении поставщиков и партнеров организации следует:
делать обзоры мнений поставщиков и партнеров, касающихся их удовлетворенности процессами закупок, осуществляемыми организацией;
контролировать и обеспечивать обратную связь по деятельности поставщиков и партнеров по их соответствию политике в области закупок организации;
давать оценку качеству закупленной продукции, вкладу поставщиков и партнеров и взаимной выгоде от взаимоотношений.
г) В отношении общества организации следует:
определить и отслеживать подходящие данные о результатах, связанных с ее целями, для достижения удовлетворительного взаимодействия с обществом;
периодически оценивать результативность и эффективность своих действий и восприятие своей деятельности соответствующими слоями общества [21].
Таким образом, измерение удовлетворенности потребителей является обязательным атрибутом систем управления взаимоотношениями с потребителями (CRM). Персонал организаций является потребителем трудовых условий, предоставляемых организациями, поэтому методы измерения удовлетворенности персонала являются аналогами методов изучения удовлетворенности потребителей товарами и услугами.