Внутренние методы коммуникаций и их характеристики
Другие массовые методы. К ним относятся плакаты, кино - и видеофильмы, кабельное телевидение.
Многие компании активно используют массовые методы коммуникации. Так, например, компания United Airlines ежедневную листовку для служащих Employee Newsline и ежемесячную газету. Особый интерес представляет публикуемый раз в две недели листок Supervisor Hotlines с информацией для линейных руководителей, которую они в свою очередь по возможности точно должны доносить до своих подчиненных
Рассмотрим сильные и слабые стороны каждого из методов.
Массовые методы.
Сильные стороны:
1. Наиболее дешевый способ доведения конкретной информации до большого количества людей.
2. Оперативность (сообщения по громкоговорителю и др.)
3. Минимальная вероятность того, что передаваемая информация не будет соответствовать действительности.
4. Необходимое средство поддержки общения в среде руководства.
Слабые стороны:
1. Массовые методы не годятся для достижения понимания, т.к. доске объявлений или письму нельзя задать вопрос.
2. Из того, что передаваемая информация соответствует действительности, не следует, что она будет воспринята правильно.
3. Наиболее важные для понимания вопросы - те, которые отражаются на отдельном человеке или рабочей группе. Для этого необходимы дополнительные объяснения для каждой группы, а массовые методы затрагивают только общие аспекты.
Менеджеры и инспекторы.
Сильные стороны:
1. Менеджер или инспектор, будучи представителем руководства рабочей группы в офисе или на предприятии, является именно тем человеком, к кому можно обращаться с возникающими вопросами наибольшей важности, потому что последние есть результат либо управленческих решений, либо - в случае с делами, обсуждающимися не переговорах, - совместных решений руководства/ профсоюзов.
2. Одной из граней работы лидера является умение быть человеком, к которому люди будут обращаться за помощью по принципиальным вопросам. Становясь своеобразным "переговорщиком", менеджер или инспектор превращается в более действенного лидера.
3. Инспекторы могут "подгонять" свои объяснения под определенную рабочую группу, после чего им задают вопросы.
4. Большая часть того, о чем следует сообщать, для руководителя не новость. Например, причины смены производственного плана, влияющие на деятельность отдельного человека.
5. Общение лицом к лицу с группой экономит время, обеспечивает общее понимание и является наиболее мощным методом "продажи" идей и формирования групповой приверженности.
Слабые стороны:
1. Если вертикаль подчиненности в офисе насчитывает более двух уровней, то общение при использовании описываемого метода должно быть тщательно организовано, иначе оно будет неадекватно.
2. Отсутствие четкого плана общения дорого обходится в плане времени руководителя.
3. Вертикаль подчиненности не может сама по себе должным образом управлять общением вверх. "Верхи" организации редко воспринимает мнения, высказываемые "низами" во всех "красках", если информация доходит до них сквозь фильтр нескольких уровней служебной иерархии.
Представители.
Сильные стороны:
1. Предоставляют руководству возможность прямого объяснения политики нескольким заинтересованным служащим, избежав повторений одного и того же на разных уровнях.
2. Формальные контакты на собраниях представителей могут увеличить количество неформальных контактов.
Слабые стороны.
1. Хотя разъяснения руководства и передаются через представителей, последним, как правило, не удается довести их до сведения "адресата" в нужной форме, особенно если принятое решение не сулит ничего приятного. Происходит это потому, что при толковании политики руководства представители персонала пытаются действовать как представители руководства. Это не входит ни в обязанности представителя, ни инспектора, и в конечном итоге ставит их в тупик.
2. Если в роли основных "переговорщиков" выступают начальники отделов, то именно они, а не инспекторы становятся лидерами и начальниками рабочей группы.
Менеджеры должны решить, какой метод общения использовать, и знать возможности и недостатки каждого из них. Причиной большей части всех недоработок в политике общения является то, что руководители недостаточно четко представляют себе возможности каждого метода.
Как для внешних, так и для внутренних коммуникаций совершенно необходимо тщательно подготавливать каждый отдельный этап, а также принимать во внимание докоммуникативную и посткоммуникативную стадии и отслеживать интеркоммуникативные эффекты, возникающие в процессе взаимодействия.
Коммуникации, и внешние, и внутренние, находятся под социальным контролем, который обеспечивает относительно устойчивый порядок и гармонию между социальными силами и свойствами отдельного человека. Существуют разные формы социального контроля: государственные санкции вплоть до принуждения и использования мер дисциплинарного воздействия, церковные каноны, общественное мнение. Социальный контроль может быть тотальным и групповым, гибким и жестким, формальным и неформальным, своевременным, регулярным, поверхностным.