Организация и порядок разработки плана
Чем лучше сформирован портфель заказов (функция отдела сбыта), чем точнее сформулированы прогнозы производства и сбыта (плановый, производственный, снабжения и маркетинга) и чем выше доля реальных заказов по сравнению с прогнозом, тем конкретнее производственная программа. Для разработки проекта плана производства специалистами по планированию кроме маркетинговых прогнозов необходимо располагать сведениями о:
наличии и структуре производственных мощностей;
численном и профессиональном составе кадров;
финансовых средствах;
наличии и потреблении оборотных средств.
Разработке проекта плана производства предшествуют предварительные этапы работы.
Первый этап начинается с обстоятельного анализа хода выполнения текущего плана и разработки мероприятий по устранению потерь используемых ресурсов.
Второй этап - работа с поставщиками и потребителями.
Третий этап - определение объема, номенклатуры, ассортимента продукции и комплектующих узлов и материалов.
Четвертый этап - заключение договоров с поставщиками и согласование с потребителями предварительных объемов, сроков поставки, технических условий.
Пятый этап - определение объема новой продукции и снятие с производства устаревшей, неконкурентоспособной продукции.
Шестой этап - оценка проекта плана.
Оценку проекта плана дают работники аппарата управления. Процесс оценки включает следующие виды работ:
анализ проекта плана на соответствие целям и задачам предприятия;
взаимосвязь всех расчетных плановых показателей и их увязка;
анализ включенных в план технических решений, аттестации продукции;
анализ взаимодействия всех систем управления;
оценка уровня напряженности плана с учетом использованных производственных мощностей и качества выпускаемой продукции;
корректировка и полная сбалансированность материально-финансовых ресурсов и сроки исполнения.
Если предприятие ориентировано на высокую степень автоматизации планово-учетных работ, то часто используют компьютерный программный модуль. Он позволяет формировать производственные заказы, оценивать объем полуфабрикатов, определять потребность в сырье, материалах, покупных комплектующих, трудозатратах.
Договорные связи устанавливаются на договорных началах без лимитов и фондов.
На основании всех поступивших заявок от потребителей отдел сбыта представляет развернутую номенклатуру (номенклатурный план) в планово-диспетчерский отдел на планируемый период. Из отдела технической документации необходимое количество экземпляров номенклатурного плана поступает в планово-экономический отдел и, после окончательного согласования и утверждения, номенклатурный план доводится до исполнителей.
Номенклатурный план кроме перечня продукции с указанием количества содержит сроки выпуска продукции с целью своевременного выполнения поставок продукции потребителям. В условиях жесткой конкуренции в планировании наметались следующие тенденции: сокращение срока разработки планов, повышение качества планов за счет увеличения количества соблюдаемых принципов планирования, применения современных методов оптимизации и концепции маркетинга.