Ситуация на рынке коммерческой недвижимости в Санкт-Петербурге
В структуре предложения выделяется дефицит двух типов офисов: дешевых и очень дорогих. В первом случае, небольшие молодые компании (так называемые "start up") вынуждены довольствоваться помещениями классов "С" и "D" (а то и хуже), малопригодными для ведения бизнеса, поскольку цена на помещения более высокого класса их не устраивает. Во втором же случае наблюдается прямо противоположная ситуация: очень мало незанятых офисов класса "А", которые соответствовали бы требованиям представительств ведущих мировых компаний. Причем причины дефицита, в целом, понятны: мало кто из российских строителей может строить здания, удовлетворяющие мировым стандартам офисных комплексов, а те, кто могут - загружены работой на годы вперед. Также существует «проблема земли» - сравнительно небольшое количество дешевых помещений обусловлено высокой стоимостью земельных участков, инвесторам выгоднее строить офисы более высокого класса. Именно поэтому, кстати, доходность по офисам класса «В» выше, чем аналогичная доходность по офисам класса «А» - большое количество участников вызывает ценовое давление на рынке.
По мнению многих экспертов, если рынок аренды офисных помещений можно назвать относительно сформировавшимся, то рынок купли-продажи офисных зданий и помещений можно признать практически неразвитым: за последние годы, по информации "Ведомостей", было осуществлено около 10 крупных сделок по реализации действующих объектов офисной недвижимости. Тормозом для развития этого сектора являются как экономические причины (малое количество участников, обязательность наличия "административного" ресурса, низкое с юридической стороны качество документации и договоров), так и политические (суммы, необходимые для инвестирования измеряются десятками миллионов долларов и подвержены существенным рискам на местном и федеральном уровне).
Динамика ввода площадей торгово-развлекательных центров
Увеличение масштабов реализуемых проектов и изменение их структуры. Девелоперы увеличивают площади строящихся торговых комплексов; в проектах заранее закладывается возможность предоставления широкого ассортимента товаров, услуг и развлечений. Происходит уход от торговых комплексов (представляющих собой «современные вещевые рынки под крышей») с большим количеством маленьких торговых секций к торгово-развлекательным комплексам с крупными якорными арендаторами и существенно большими по площади торговыми секциями. Существенно увеличивается роль развлекательной составляющей - в современном торговом центре значимыми «якорными» арендаторами, помимо традиционных гипер- и супермаркетов различных товаров, становятся мультиплексы, боулинг, бильярд, зона общественного питания и детская игровая зона.
Создание концепции нового коммерческого комплекса и обоснование его возможного профиля