Мотивация профессионального самосовершенствования
Рассмотрим также современный подход к мотивациям профессионального самосовершенствованию в сегодняшних условиях рыночной экономики /50.С.60/.
Уровень профессиональной компетентности специалиста в любой сфере деятельности во многом определяется его способностью развивать творческий потенциал и продуктивно заниматься самосовершенствованием. Результаты многочисленных экспериментов свидетельствуют о сильных корреляционных связях между способностью человека к самосовершенствованию и характеристиками его профессиональной активности, конкретными результатами деятельности.
Под профессиональным самосовершенствованием личности будем понимать относительно самостоятельный вид деятельности, направленный на интериоризацию внешних требований специальности к человеку и сознательное формирование, развитие и совершенствование на этой основе профессионально-значимых качеств и в целом - профессиональной пригодности/16.С.60/.
Основная функция мотивации профессиональной деятельности (МПС) заключается в психической регуляции деятельности профессионала, направленной на реализацию мотивов самосовершенствования. Под мотивом профессионального самосовершенствования следует понимать модель образа "Я - профессиональное", в котором конкретизируется потребность личностного развития и который образует ее предметное содержание. Особенностью данного мотива является то, что в качестве предмета потребности выступает достижение в профессионализации, которое "строится" самой личностью.
Интегративная функция МПС проявляется не только в психической регуляции отмеченной деятельности, но и в таких частных функциях как направляющая, побуждающая контрольная и других. МПС представляет собой сложное структурно-функциональное образование, которое обусловлено внешними и внутренними детерминантами.
Одна группа детерминант профессионального самосовершенствования человека, выполняющего определенную деятельность, находится в социальном окружении. Другая, собственно субъективная группа, формируется им самим. Самосовершенствование как социальный процесс осуществляется в соответствии с требованиями, которые предъявляет общество к социальному работнику и его деятельности. Движущие же силы этого процесса и их побудители являются "достоянием" самого психолога. Они проявляются в виде мотивов и непосредственной активности в профессиональном самосовершенствовании/29,32/.
Функция побуждения МПС выражается в том, что актуализируется потребность к активности и самой деятельности психолога по профессиональному самосовершенствованию путем интегрирования внутренних личностных детерминант с внешними побудителями мотивации. Психологический механизм побудительной функции во многом зависит от самооценки человека. Здесь он сравнивает свое "Я - профессиональное реальное "с образом "Я - профессиональное идеальное". В процессе сравнения рождается новое представление о себе (требуемое, желаемое) и, следовательно, новое основание для оценки своего "Я - профессиональное реальное". Процесс, центрированный на сопоставлении желаемого с наличным в образе "Я" и принятие на этой основе решения на самосовершенствование, составляет основу мотивации самопознания.
Л.Г.Лаптев выделяет следующие типы мотивации профессионального самосовершенствования /27.С.86/.
Процессуальный тип мотивации (П). Он характеризует доминирование у человека в основном ориентации на сам процесс профессионального самосовершенствования, что в наибольшей степени обеспечивает развитие профессионально значимых качеств и в целом профессиональной компетентности специалиста. При таком типе мотивации успех понимается не только в абсолютном значении как результат ("" прямой продукт труда"), а в относительном, как уровень творческого выполнения профессиональной деятельности с учетом задействования собственных усилий, способностей, технологичности действий. Для такого специалиста важным выступает сам процесс самосовершенствования, в котором он получает эмоциональное и моральное удовлетворение. Следует признать большую социальную и личностную значимость МПС процессуального типа,
Результативный тип мотивации (Р) свидетельствует об устремленности человека на достижение результата в профессиональной деятельности (выполнение задания, поручения и т.п.), в развитие профессиональной компетентности (стать квалифицированным мастером и др.), а также в соблюдении нормативных административных или моральных требований (чувство долга, выполнение личных и иных обязательств). При этом направленность на решение задач, самосовершенствования как бы отступает на второй план, ибо развитие человека происходит постольку, поскольку оно диктуется общим контекстом решаемых задач, другими более престижными и привлекательными целями. Данный тип мотивации также обладает высокой степенью общественной значимости и несмотря на несколько "вынужденный" характер работы над собой, процесс самосовершенствования специалиста может носить достаточно стабильный и продуктивный характер на протяжении длительного времени,