Разработка плана эксперимента
потребность маслоу мотивация профессиональный менеджер
Очевидно, что поведение человека зависит от того, какие потребности заставляют его действовать, к чему он стремится, что хочет получить и какие у него для этого есть возможности. Существует ряд теорий, диагностик, измерений, тестов, вопросников и примеров которые говорят о том, как строится процесс мотивации и как можно выявлять типы мотивов, и осуществлять мотивирование людей на достижение желаемых результатов.
Человек, осознав задачи и возможное вознаграждение за их решение, соотносит эту информацию со своими потребностями, мотивационной структурой и возможностями, настраивает себя на определенное поведение, вырабатывает определенное расположение и осуществляет действие, приводящие к конкретному результату, характеризующемуся определенными качественными и количественными характеристиками. На рис.1.схематически показан этот процесс/6.С.159/.
Рис.1. Общая схема мотивационного процесса
Тестирование - неотъемлемый фактор личностного менеджмента, предполагающего систематическое самопознание и самооценку менеджера (и в принципе любого сотрудника) и индивидуальную работу по выработке и/или развитию необходимых для деловой деятельности качеств/42.С.16/. Использование тестов помогает отдельному сотруднику:
· объективно оценивать свои личные и деловые качества;
· преодолевать ошибочные стереотипы восприятия самого себя и других людей;
· корректировать поведение в направлении успешной реализации личных и профессиональных целей;
· обоснованно делать профессиональный выбор и реально определять возможности своего профессионального роста.
В процессе подготовки и проведения тестирования можно выделить четыре главных этапа, учет особенности которых во многом определяет успех использования этого метода:
1) Выбор тестовых методик. Выбранные методики должны соответствовать, целям исследования и удобны для применения.
2) Инструктирование испытуемых. Выбрав пригодные методики, следует подробно проинструктировать исследуемых, разъяснить им цели и задачи тестирования, порядок выполнения тестовых заданий и поведения во время их выполнения, подчеркнуть необходимость предельной искренности при ответах на вопросы.
2) Контроль за выполнением заданий. Во время процесса тестирования необходимо следить за тем, чтобы испытуемые работали самостоятельно, не помогали и не мешали друг другу. В процессе выполнения тестов целесообразно проводить наблюдения за тем, как работают участники. Это позволит собрать дополнительную информацию о психологических и деловых качествах испытуемых.
3) Интерпретация результатов и подведение итогов тестирования. Каждая тестовая методика содержит инструкцию по обработке и интерпретации результатов тестирования. С этой инструкцией тестируемого необходимо ознакомить заранее. При использовании тестирования важно заранее подготовить предварительные рекомендации. Рекомендации следует давать в корректной форме и если это позволяет делать результаты тестирования, то рекомендации должны содержать предложения по выбору форм делового поведения, а также указывать пути самоорганизации, саморазвития, самообразования испытуемого.