Управление научными исследованиями в России
Законодательную основу регулирования отношений между субъектами научной и научно-технической деятельности, органами власти и потребителями научной и научно-технической продукции образует Федеральный закон от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно технической политике»1. Согласно Закону государственная научно-техническая политика осуществляется исходя из следующих основных принципов:
признания науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил государства;
гарантии приоритетного развития фундаментальных научных исследований;
интеграции научной, научно-технической и образовательной деятельности на основе различных форм участия работников, аспирантов и студентов вузов в научных исследованиях и экспериментальных разработках посредством создания учебно-научных комплексов на базе вузов, научных организаций академий наук, имеющих государственный статус, а также научных организаций министерств и иных федеральных органов государственной власти;
поддержки конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники;
развития научной, научно-технической и инновационной деятельности посредством создания системы государственных научных центров и других структур;
концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники;
стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности через систему экономических и иных льгот.
Под руководством Президента РФ разработаны «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу». Важнейшими направлениями государственной политики в области развития науки и технологий являются:
)развитие фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок;
)совершенствование государственного регулирования в области развития науки и технологий;
)формирование национальной инновационной системы;
)повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности;
)сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса;
)развитие международного научно-технического сотрудничества. В Российской Федерации управление научной и (или) научно- технической деятельностью осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления.
Органы государственной власти, учреждающие государственные научные организации, утверждают их уставы, осуществляют контроль за эффективным использованием и сохранностью предоставленного им имущества, осуществляют другие функции в пределах своих полномочий.
В соответствии со ст. 7 Закона от 23 августа 1996 г. органы государственной власти России и субъектов РФ, научные организации и организации научного обслуживания и социальной сферы в пределах своих полномочий определяют приоритетные направления развития науки и техники, обеспечивают формирование системы научных организаций, межотраслевую координацию научной и (или) научно-технической деятельности, разработку и реализацию научных и научно-технических программ и проектов, развитие форм интеграции науки и производства, реализацию достижений науки и техники.
Основной правовой формой отношений между научной организацией, заказчиком и иными потребителями научной и (или) научно-технической продукции, в том числе министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, являются договоры (контракты) на создание, передачу и использование научной и (или) научно-технической продукции, оказание научных, научно-технических, инженерно-консультационных и иных услуг, а также другие договоры. Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ, учредившие государственные научные организации, вправе устанавливать для них обязательный государственный заказ на выполнение научных исследований и экспериментальных разработок.