Матрица БКГ Райпо
· Удобным инструментом для сопоставления различных СЗХ, в которых работают СХП организации, является разработанная Бостонской консультативной группой (БКГ) матрица. Размер по вертикали в этой матрице задается показателем роста объема спроса, а размер по горизонтали - соотношением доли рынка, принадлежащей ее ведущему конкуренту. Это соотношение должно определять сравнительные конкурентные позиции в будущем.
Матрица строится на известной предпосылке - чем больше доля СХП на рынке (объем производства), тем ниже удельные издержки и выше прибыль в результате относительной экономии от объемов производства.
Матрица предлагает следующую классификацию типов СХП в соответствующих СЗХ - "Звезды", "Дойные коровы", "Дикие кошки" ("Вопросительный знак"), "Собаки" - и предполагает соответствующие стратегии для каждого из них.
Рис. 5. Матрица БКГ.
Рост спроса
Доля рынка
- Хлебобулочные изделия/ районный центр
- Хлебобулочные изделия/ ост.населенные пункты
- Колбасные изделия/ районный центр
- Алкогольная продукция/ районный центр
- Бакалея/ ост.населенные пункты
- Кондитерские изделия/ районный центр
- Молочная продукция/ районный центр
"Звезды" занимают лидирующее положение в быстро развивающейся отрасли. Они приносят значительные прибыли, но одновременно требуют значительных объемов ресурсов для финансирования продолжающегося роста, а также жесткого контроля над этими ресурсами со стороны руководства. Стратегия "звезды" направлена на увеличение или поддержание доли на рынке. По мере замедления темпов развития "звезда" превращается в "дойную корову".
"Дикая кошка", или "вопросительный знак", имеет слабое воздействие на рынок в развивающейся отрасли из-за малой его доли. Для нее характерны слабая поддержка покупателями и неясные конкурентные преимущества. Ведущее положение на рынке занимают конкуренты. Стратегия "Дикой кошки" имеет альтернативы - интенсификация усилий фирмы на данном рынке или уход с него. Для поддержания или увеличения доли на рынке в условиях сильной конкуренции требуются большие средства.
В Ульяновском Райпо не существуют так называемые "звезды" и "дикая кошка", так как данная организация функционирует в стабильно развивающейся отрасли.
"Дойная корова" занимает лидирующее положение в относительно стабильной или сокращающейся отрасли. Поскольку сбыт относительно стабилен без каких-либо дополнительных затрат, то это СХП приносит прибыли больше, чем требуется для поддержания его доли на рынке. Стратегия "дойной коровы" направлена на длительное поддержание существующего положения и оказание финансовой поддержки развивающимся СХП. Основные задачи этих СХП сводятся к предложению новых моделей товаров с целью стимулирования лояльных клиентов к повторным покупкам, периодической "напоминающей рекламе" и ценовым скидкам. К «Дойным коровам» относятся: Хлебобулочные изделия/ районный центр, Хлебобулочные изделия/ ост.населенные пункты, Алкогольная продукция/ районный центр, Кондитерские изделия/ районный центр, Молочная продукция/ районный центр, Бакалея/ остальные населенные пункты, Безалкогольные напитки/ ост.населенные пункты, Колбасные изделия/ районный центр.