Прогнозирование потребностей в перевозках людей и грузов
Локализация пунктов отправления и назначения может быть определена после разбиения всей городской территории на зоны. Объем перевозок обычно выражается числом поездок, приходящихся либо на одного человека, либо на одно транспортное средство. Общепринятой классификацией поездок в зависимости от пункта назначения является следующая: поездки домой, на работу, в школу, в места отдыха, развлечений, проведения общественных мероприятий, а также регулярные и нерегулярные поездки, связанные с покупкой товаров.
Модели развития позволяют определить будущее распределение поездок между различными парами выделенных зон на основе исходных данных о количестве выездов и въездов для отдельных зон и количестве поездок между различными парами зон. Прогнозируемые значения выходных переменных получаются из известных (на момент составления прогноза) значений с помощью коэффициента развития, который представляет собой оценку ожидаемых изменений в плотности населения и в степени использования территорий рассматриваемых зон. На основе модели развития разработано несколько методов анализа городского транспорта, среди них - методы постоянного коэффициента развития, среднего коэффициента развития, здравого смысла и так называемый детройтский метод. Однако наиболее тщательно разработанным и поэтому широко распространенным является метод Фратера.
Основное предположение, используемое в методе Фратера, состоит в том, что количество поездок из i-той зоны в j-ю для некоторого будущего момента времени пропорционально исходному числу всех выездок из i-той зоны, умноженному на коэффициент развития j-той зоны. Общее соотношение, используемое в методе Фратера, имеет следующий вид:
В этом и следующем выражениях приняты такие обозначения: - прогнозируемое количество поездок между i-той и j-той зонами, обуславливаемое развитием i-той зоны; - прогнозируемое количество поездок между i-той и j-той зонами, обуславливаемое развитием j-той зоны (величину можно получить из формулы для , если в правой части этой формулы индексы i и j поменять местами); - исходное число всех поездок между i-той и j-той зонами; - коэффициент развития для зоны с номером х, где х принимает множество значений, соответствующих всем рассматриваемым зонам.
Если через обозначить прогнозируемое количество всех поездок между i-той и j-той зонами, то имеем
.
Поскольку величины, определяемые из двух приведенных выше соотношений, как правило, не удовлетворяют условию
,
то для его выполнения необходимо использовать метод исследовательных приближений. Модель основана на предположении о том, что число людей, выезжающих из некоторого пункта, прямо пропорционально числу «возможностей», имеющихся на маршруте, и обратно пропорционально числу «реализованных возможностей». В качестве упомянутых «возможностей» можно рассматривать, например, места, в которых может быть предложена работа (для таких людей, ищущих работу), городские и загородные парки (для людей, совершающих поездку с целью отдыха или развлечений), наконец, торговые центры (для людей, выезжающих за покупками).
Модель конфликтующих возможностей математически может быть представлена с помощью выражения
,
где - количество поездок из i-той зоны в j-тую; - общее количество поездок, начинающихся в i-той зоне; D - количество имеющихся (или отсутствующих) целей на маршрутах ведущих в j-тую зону; - количество поездок, заканчивающихся в j-той зоне; L - некоторая оценка вероятности того, что в случайно выбранном пункте назначения может быть достигнута цель отдельной поездки (L представляет собой величину, которую необходимо определить на основе исходных данных; она характеризует степень убывания величины с увеличением числа целей и длины маршрута), е - основание натурального логарифма.