Инновационные тенденции в современных условиях
Хотя инновации играют решающую роль для всех компаний, их значение можно дифференцировать в зависимости от отрасли. С одной стороны, они жизненно важны для «импульсивно» действующих фирм. Так, организации, работающие в сфере розничной продажи модной одежды, отчаянно стремятся к инновациям на любом уровне. Недавно в продукции Levis появилась существенная новинка - застежка «молния» на другом кармане. Или компания Gap, которая получила прибыль, сделав ставку в США на повседневную одежду цвета хаки, и сейчас она изо всех сил стремится воплотить свою следующую инновационную идею. Для других компаний, работающих в такой отрасли, как сбыт упакованных потребительских товаров, инновации - синоним скорее упаковочных или маркетинговых новшеств, а не изменений в оптовой продаже продукции. Фирма L’Oreal - прекрасный тому пример, у нее удачно идет торговля практически без каких-то изменений продукции. Компания Procter and Gamble, нацеленная на быструю смену имиджа, поменяла направление своего инновационного бизнеса. Упор сделан больше на новшества, связанные с образом жизни, а не на ориентацию в области предоставления услуг, как это было у компании Unilever. Цель фирмы заключалась во внедрении «блокбастерских» идей, основанных на создании новых категорий и ускоренном продвижении товаров на рынок. На этих примерах видно, что компании стремятся к инновациям, так как признают их одним из ключевых двигателей бизнеса.
Инновации различаются не только по отраслевому признаку; роль технологии связана с провозглашением иной формы инноваций. Компания Napster, обеспечившая свободный доступ к музыкальным записям в Интернете благодаря возможности бесплатно скачивать их в режиме MP3, освоила, к примеру, «вирусную» форму инноваций и в течение 6 мес. отметила почти 5 млн. пользователей. Интернетовская браузер-компания Netscape выпустила бесплатные копии своей системы Navigator и в итоге приобрела 40 млн. клиентов, компании Sun и Java примеры такого же подхода.
Большинство крупных компаний признает, что объем инноваций охватывает стоимостную цепочку, и относят их к четырем категориям, которые охватывают предложение (товаров/услуг), сам процесс (с учетом цепочки создания стоимости и скорости распространения инноваций), структурную сферу (местный организационный уровень, региональный или центральный) и стратегическую роль инноваций в контексте общего видения компании. Эти сферы инноваций накладываются на кривую жизненного цикла продукта - начиная с этапа зарождения идеи, затем ее распространения и вплоть до этапа ее возможного завершения или затухания.
Рис. 1.4 - Устаревшая структура инновации
В условиях современных расширяющихся взаимосвязей подобная инновационная структура радикальным образом изменилась. Предложение утратило традиционную привязку к продукту и приобрело привязку к услуге/опыту. Цепочка поставок сверху вниз превратилось в движение в рамках экономической сети. Структурные инновации не концентрируются больше на степени централизации, а сосредоточены на организационных формах, обеспечивающих взаимосвязи между потребителями. В стратегическом плане инновации больше не являются ареной деятельности ограниченного числа индивидуумов, заключенных в «башню из слоновой кости», они служат базовым процессом, вмонтированным в саму организацию. И все это на фоне резко сжатого жизненного цикла продукта, с присутствием прерывистых сдвигов, вызванных использованием развивающихся технологий.
Рис. 1.5 - Эволюционная структура инновации
Инновация как стратегия ведения бизнеса, также развивается под влиянием тенденций. В результате, на сегодняшний день сформировалась новая модель стратегической инновации. Структура новой модели стратегической инновации также отличается изменениями в звеньях цепи разработки и реализации товара, услуги.
Изменения в ценностном предложении товара или услуги - по сути, то, что вы продаете и доставляете на рынок - может быть совершенно новый товар или услуга или же расширение существующего предложения. Например, не так давно несколько брендов зубных паст добавили к своему постоянно растущему списку доставляемой ценности отбеливание, поставив его в ряд с таким свойствами, как защита от кариеса, освежение дыхания и контроль над зубным камнем. Подобным образом, производители автомобилей часто добавляют новые характеристики в модели своих легковых и грузовых автомобилей, или предлагают улучшенное обслуживание после покупки.
Изменения в цепи поставок, а именно то, как ценность создается и доставляется на рынок. Изменения в цепи поставок, как правило, «носят кулуарный характер» - эти изменения не видны клиентам. Этот тип изменения бизнес-модели влияет на этапы цепочки начисления стоимости, включая способ, которым структура организует, сотрудничает и функционирует для производства и доставки своих товаров и услуг. В 1980-х годах, когда Sun Microsystems работала с внешними организациями в роли стратегических партнеров для обеспечения деятельности, создающей ценность, она создала новый подход к привлечению внешних ресурсов и достигла значительного конкурентного преимущества, но разглядеть это в ее продуктах было не возможно. Также изменения в цепочке поставок может быть результатом объединения частей цепочки поставок, которые, как правило, предоставляются разными компаниями. Например, когда General Electric начала соединять контракты на услуги с произведенными ею электрическими турбинами, она создала новые синергии и ценность в своей части цепочки поставок. Клиенты покупали пакет аппаратного обеспечения и услуг, а GE смогла обеспечить более высокие маржи для индустрии. Это стало значительной инновацией с важными последствиями для рынка; бизнес-модель изменилась, включив в себя понимание аппаратных средств и услуг как связанных продуктов, требуя от компаний, работающих в этой отрасли, овладеть обоими аспектами, чтобы остаться конкурентоспособным.