Организация технологического процесса магазина
Одной из главных функций управления является организация технологического процесса в магазине.
Торгово-оперативная деятельность магазинов складывается из взаимосвязанных процессов, основные из которых - изучение и формирование покупательского спроса, закупка и завоз товаров в магазин, приемка, хранение и предпродажная подготовка товаров, продажа и представление торговых услуг покупателям , ведение финансовых операций.
Все технологические операции, выполняемые в магазине, делятся на три группы:
связанные с продажей и обслуживанием покупателей - выкладка товаров в торговом зале, отборка или отпуск товаров, расчетно-кассовые операции, предоставление дополнительных услуг;
связанные с хранением товарных запасов - приемка товаров , их перемещение к месту хранения, хранение запасов в установленном размере и ассортименте;
связанные с подготовкой товаров к продаже - обработка товаров, перемещение в торговый зал.
Между всеми технологическими операциями, совершаемыми в магазине, существует тесная взаимосвязь, поэтому рациональный торгово-технологический процесс обеспечивается применением наиболее целесообразных и экономичных способов и приемов выполнения как отдельных операций , так и процесса в целом.
Важнейшим условием решения задачи совершенствования торгово- технологического процесса является широкое применение таких прогрессивных методов продажи товаров, как самообслуживание, продажа товаров по образцам и предварительным заказам, продажа по накопительным бонусным карточкам, применение гибкой дифференцированной системы скидок.
Для обеспечения максимальной эффективности продажи товаров по методу самообслуживания необходимо:
обеспечить свободный доступ покупателей ко всем выставленным товарам и предоставить им максимальные удобства в процессе выбора
организовать исчерпывающую информацию покупателей (четкая маркировка товаров, обозначение на каждом изделии цены и всех необходимых для покупателя данных о товаре), широкое использование рекламных средств для потребительской ориентировки покупателей в магазине (броское и ясное обозначение товарных отделов, информация о новых товарах, аннотации и т.п.)
рационально разместить товары по потребительскому назначению, видам
рационально организовать расчеты с помощью современных быстродействующих компьютеризированных кассовых комплексов
использовать рациональное торговое оборудование
осуществлять постоянный контроль за наличием в магазинах широкого ассортимента товаров и его систематическое обновление
максимально увеличить товарную выкладку и организовать правильное освещение выставленных товаров
Любой магазин должен предусматривать совокупность определенных помещений, позволяющих предприятию функционировать максимально эффективно. Количество, состав и площадь каждого вида помещений зависит от типа магазина, метода продаж, общей площади.
Помещение магазина дискаунтера можно разделить на несколько групп:
- торговые (55 - 65% от общей площади магазина). Предназначены для осуществления основных торгово-технологических процессов.
помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже (30% от общей площади магазина)
подсобные помещения- служат для хранения тары, ремонта оборудования
административно - бытовые помещения (5% от общей площади магазина)
технические помещения (1-2% от общей площади магазина)