Стратегическое планирование деятельности коммерческого банка
Определение и структура процесса стратегического планирования. Стратегия банка - это концептуальная основа его деятельности, определяющая приоритетные цели и задачи банка и пути их достижения и отличающая банк от его конкурентов в глазах его клиентов и служащих. Стратегия банка служит ориентиром для принятия ключевых решений, касающихся будущих рынков, продуктов организационной структуры, прибыльности и профиля рисков для руководителей (менеджеров) банка на всех уровнях его деятельности. Она является основой всей системы банковского менеджмента. Отправным моментом и основой разработки банковской стратегии служат из конкуренции, включающий выявление тенденций развития рынков, на которых действует данный субъект экономических отношений, определение его опции на этих рынках по сравнению с конкурентами, выявление его слабых и сильных сторон, а также его потенциальных возможностей. Учитывая результаты такого анализа, а также свои целевые установки, руководство разрабатывает стратегию банка в отношении наиболее предпочтительных сфер деятельности банка, ассортимента и цен на банковские продукты и услуги, допустимого уровня слов и способов защиты от них. Приоритетные цели и задачи, определяемые стратегией, конкретизируются при разработке тактики, представляющей собой совокупность методов и средств достижения стратегических цепей.
Стратегическое планирование можно определить как процесс разработки альтернативных стратегий управления организацией (в области маркетинга, управления ресурсами и рисками, организации деятельности персонала), служащих для достижения ее целей, согласованных с требованиями рынка и внутренним потенциалом кредитной организации.
Как уже отмечалось, процесс планирования нельзя рассматривать как последовательность действий: для того чтобы план можно было адаптировать к постоянно меняющимся и не всегда поддающимся прогнозам.
Кардинальность данных изменений зависит, прежде всего, от того, насколько существенны перемены во внешних условиях (политической и рыночной ситуации), а также от внутренних перемен (например, появление новых крупных аукционеров или клиентов). Причем речь идет не только о вариантах плана, учуивающих количественные различия в исходных параметрах (например, тот или иной темп инфляции), мероприятия по разработке качественно отличных сценариев, предотвращающих появление принципиально иного экономического пространства: новыми условиями конкуренции на рынке банковских услуг.
Ситуационный анализ. Первым этапом и базой любого планового процесса является ситуационный анализ, четкое понимание исходных условий, в которых начинается процесс планирования. Ситуационный анализ должен обязательно коснуться, с одной стороны, вопросов состояния окружающей среды, в которой функционирует банк (внешний анализ), а с другой - дать характеристику внутреннего потенциала организации (внутренний анализ), для того чтобы разрабатываемые стратегии базировались на реально существующих потребностях рынков и клиентов банка и его финансовых возможностях.
Данный анализ будет давать наиболее полное представление об исходных условиях развития банка, если его основой будет систематический мониторинг состояния рынков банковских услуг и финансовых рынков, а также постоянный мониторинг текущей деятельности банка. Результаты подобного мониторинга должны отражаться в ИХБ.
В процессе внешнего анализа последовательно проводятся:
· оценка макро ситуации в процессе, предполагающего изучение социально-экономических, демографических, политических, законодательных, технологических характеристик развития общества, определение вероятных сценариев изменения экономической ситуации и прогнозирование динамики характеризующих ее внешних факторов;
· проведение микроанализа, рассматривающего условия функционирования различных сегментов рынка банковских услуг, анализ основных тенденций спроса и предложения на выделенных сегментах;