Становление управленческого консультирования в России
Консультационная деятельность, широко распространенная во многих странах мира, начинает развиваться и в России. Однако пока отечественным руководителям больше известны консультанты по финансам, маркетингу, правовым вопросам, чем по управлению и организационному развитию. Это является одним из признаков неразвитости рыночной экономики. Сегодня в России насчитывается не более 40 солидных консультационных фирм такого профиля. Имеется также и небольшое число консультантов-одиночек. Что касается внутренних консультантов, являющихся штатными сотрудниками организации и обслуживающих только ее, то их, конечно, больше, но численность таких работников трудно поддается учету.
Зарождение управленческого консультирования в России восходит к 20-м - началу 30-х годов, когда в стране развернулась в широких масштабах активная рационализаторская работа в области научной организации труда и управления во всех отраслях народного хозяйства и государственного аппарата. В России выходило до 20 журналов по проблемам управления и организации производства. В них ставились социальные и психологические вопросы труда, публиковались результаты исследований. Наиболее крупные научные школы сложились в Москве, Ленинграде, Казани и Таганроге.
В 1920 году в Москве был создан Институт труда, преобразованный в 1921 году в Центральный институт труда (ЦИТ). ЦИТом были разработаны массовые методики подготовки высококвалифицированных рабочих. В основу были положены следующие принципы: стандартность программы образования, рациональность организации рабочих мест, строго рассчитанный режим обучения, цикличность и непрерывный контроль. На основе соотнесения квалификации работников и рабочих мест, создания типологии профессий и форм организации труда была сформулирована методология проектирования и планирования кадрового состава вновь создаваемых и реконструируемых предприятий, методология нормирования и совершенствования организации труда. Главным в деятельности институтов и лабораторий было создание систематизированных концепций в области организации труда и управления. Однако в силу специфики предмета изучения, а именно реальной управленческой деятельности, академическое изучение тесно переплеталось с практической работой. Большинство исследовательских институтов того времени одновременно являлись и рационализирующими центрами. Особый интерес представляют пути внедрения научных знаний в производство, опыт рационализаторской и консультативной работы хозрасчетных консультационных трестов, таких как «Установка» Центрального института труда, «Оргстрой» института техники управления и др. В отличие от институтов и лабораторий, эти организации осуществляли прежде всего не научно-исследовательскую функцию, а рационализаторскую. Занимаясь практической рационализацией, они опирались не только на известные теоретические положения, но и делали собственные теоретические обобщения, имевшие общехозяйственную значимость.
В январе 1922 года была организована первая опытная станция ЦИТ при Центросоюзе. Затем возник еще целый ряд опытных станций. Опытная станция - это такой орган, который создается на предприятии (учреждении) тем или иным научно-исследовательским институтом в области НОТ (научная организация труда) и управления центром (институтом, лабораторией и т.п.) для осуществления различного рода наблюдений, экспериментов, исследований существующей практики управления преимущественно в интересах самого исследовательского центра. Первая опытная станция ЦИТ ставила перед собой следующие задачи:
Исследование техники административно-хозяйственного аппарата, системы работ учреждения и его составных частей.
Выяснение тех изменений, которые могут повысить продуктивность работы аппарата.
Установление кратчайших административно-хозяйственных действий и распоряжений.
В 60-е годы теория опережает практику, активно пробуждается интерес к истории НОТ, внедряются ее принципы, такие как разработка организационно-технического усовершенствования в работе управленцев, документооборот, социально-психологическое обучение руководителей, рационализация информационных потоков и т.д. [12; 32].
Очередной этап развития управленческой науки и управленческого консультирования характеризовало влияние западной управленческой мысли, уже сформировавшейся там теории управления, маркетинга, социологии и психологии управления; убеждение руководства страны в необходимости проведения экономических реформ в народном хозяйстве страны. Расширение самостоятельности предприятий, проявление личной инициативы подталкивало к изучению не только экономики, но и теории управления, закономерностей развития трудовых коллективов, методов управления ими.
В середине 60-х годов появились научные и исследовательские группы, ориентированные на оказание консультационной помощи, такие как Центр проблем управления общественным производством экономического факультета МГУ, научные группы в Институте США и Канады АН СССР, Институте экономики и организации промышленного производства СО АН СССР, в Московском инженерно-экономическом институте (ныне ГАУ), в Ленинградском финансово-экономическом институте имени Н.А. Вознесенского, во Всесоюзном заочном финансово-экономическом институте. С середины 70-х годов широко применяются особого рода проблемные совещания с группами руководителей организаций. Наиболее распространенные темы таких совещаний - стратегия и тактика развития организаций. Внедрение результатов в реальную действительность консультанты не отслеживают и полностью уступают заказчику.