Личность руководителя в системе управления

. Профессиональные роли и функции менеджеров в организации.

. Профессионально важные качества менеджеров.

1.

Профессиональные роли и функции менеджеров в организации.

Организацию на микроуровне рассматривают как:

- систему предметной деятельности;

- социальный институт;

- сообщество, коллектив людей - как систему межличностных отношений.

Роли менеджера:

) Роль специалиста в определенной предметной области. В этом качестве менеджер выполняет следующие функции: оказание помощи сотрудникам, в решении возникших проблем в данном виде деятельности; обучение и консультирование сотрудников; квалифицированная оценка результатов деятельности сотрудников. При этом основная задача основная задача менеджера как специалиста не подменять подчиненных, лично выполняя ту часть работы, с которой они не справляются, а создать условия для развития персонала, оказать помощь. В этой роли менеджер должен обладать авторитетом эксперта, высокого специалиста в своей области.

) Роль управленца, администратора определяется должностной позицией, объемом делегированной власти, ответственности, статусом в организации.

Должность

- первичное структурное образование аппарата управления, характеризующееся составом, содержанием и объемом функций, необходимых для достижения целей управления, а также определенными компетенциями и уровнем ответственности.

Компетенция

- совокупность полномочий, прав и обязанностей, которыми наделено должностное лицо. В зависимости от этого руководитель имеет определенный статус в системе управления, в соответствии с которыми можно отдавать приказы.

Определенному статусу соответствуют стандарты поведения. Ожидаемый от работника стандарт называют ролью.

Статус, должностная позиция находит свое выражение в объеме управленческих функций: принятие решений на всех уровнях; планирование; контроль.

) Роль руководителя (в системе межличностных отношений). Основные цели руководства людьми: обеспечение эффективности, непрерывности, планомерности деятельности сотрудников. По затратам времени - наиболее существенная составляющая работы менеджера. Функции руководителя: организация информационного взаимодействия; кооперация действий - руководитель должен уметь завоевать доверие, уметь убеждать, оказать влияние; мотивирование сотрудников.

Организацию на мезоуровне рассматривают как отдельную единицу общества, имеющую собственные цели, собственную структуру и систему контроля.

Функции и роли менеджера зависят от уровня должностной позиции:

) высший;

) средний;

) низший.

Разработка системы целей организации образуют высший концептуальный уровень деятельности менеджера, а содержание концептуальной работы - анализ внешней среды и потенциалов организации; разработка корпоративной политики; долгосрочных и краткосрочных планов деятельности - стратегический менеджмент, который позволяет сформулировать приоритеты организации, ее миссию, стратегию организационного развития. Заканчивается формулировкой задач при помощи организации структуры деятельности. Это руководители среднего звена, которые должны рационально распределить работу среди сотрудников и подразделений, обеспечит реализацию целей и решения задач. Создание эффективной системы контроля. Контроль должен вестись по минимальному числу показателей через возможно большие интервалы времени. Обычно выдают контроль результатов и контроль действий. Контроль результатов - финансовый контроль; контроль действий - контроль качества. Система контроля должна находить свое продолжение в системе поощрений и наказаний.

На микроуровене функции менеджера зависят от уровня целей, объема власти, уровня должностной позиции в целом. Стратегический менеджер связан с ролью управленца.

2.

Профессионально важные качества менеджеров - система профессиональных способностей и индивидуально психологических характеристик личности, обеспечивающих эффективное выполнение профессиональной деятельности. К числу этих характеристик относят: направленность - то, чего человек хочет; способности - то, что может сделать; характер - то, чем человек стал в реалии.

Три основные группы профессионально важных качеств:

) мотивационно - волевые (для роли управленца, администратора);

Перейти на страницу: 1 2

Меню