Взаимодействие организации с внешней средой

Рассмотрим, прежде всего, вопросы взаимодействия. Любая организация обменивается с окружающей средой энергией, товарами, услугами, информацией и т.п., т.е. суть взаимодействия заключается в обмене, который является условием жизнедеятельности организации как открытой системы.[10, с. 50] Одним из показателей успешности этой жизнедеятельности является эффективность взаимодействия.

Взаимодействие организации с деловой средой - процесс двусторонний. Его можно назвать и процессом взаимодействия деловой среды с организацией, но при этом важно подчеркнуть, что организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия, т.е. увеличивать поле возможностей, таящихся в деловой среде, и предотвращать появление в ней угроз. В то же время не всё зависит только от организации, многое определяется характером окружающей среды. Поэтому при анализе взаимодействия организации с деловой средой можно разделить все факторы, определяющие взаимодействие, на две группы (Приложение А): обусловленные состоянием внешней среды; обусловленные состоянием внутренней среды организации. [29, с. 47]

Такое выделение достаточно условно, поскольку в реальной жизни действие внутренних и внешних факторов тесно взаимосвязано, но оно позволяет менеджерам провести анализ и выработать мероприятия по улучшению взаимодействия.

Следует заметить, что один и тот же фактор на различные организации влияет по-разному.

Например, для одной организации колебания курса доллара по отношению к рублю создают дополнительные возможности для получения прибыли, а для другой являются серьёзным препятствием для устойчивого развития.

На наш взгляд, перечень факторов, препятствующих эффективному взаимодействию организации с деловой средой, не является исчерпывающим и может быть дополнен.

С нашей точки зрения взаимодействие организации с внешней средой представляет собой процесс, эффективность протекания которого во многом зависит от реализации функций управления, гибкости и адаптивности организационной структуры и других факторов. Что это значит практически?

Взаимодействие организации с внешней средой определяется стратегией развития организации. Все целевые установки взаимодействия должны вытекать из разработанной стратегии и корректироваться исходя из корректировки стратегии, а не наоборот.

Часто бывает, что функции, обеспечивающие реализацию взаимодействия, не сосредоточены в каком-то одном подразделении организации, а "разбросаны" по многим ячейкам и уровням. Следовательно, необходима их горизонтальная и вертикальная координация. На наш взгляд, наиболее важной среди них является маркетинг, и, следовательно, в организации обязательно должна быть адекватная поставленным целям маркетинговая служба, которая смогла бы, кроме всего прочего, взять на себя координацию взаимодействия с внешней средой.

В обеспечении процесса взаимодействия очень важную роль играет контроль. Необходимо из всей совокупности возможных параметров взаимодействия отобрать те, на которые организация может существенно влиять (прямым или косвенным образом), и обеспечить персональную ответственность сотрудников организации за их реализацию.

Должна осуществляться периодическая диагностика структуры управления. Все вопросы взаимодействия должны прорабатываться с участием специальных менеджеров по рискам, которые должны оценивать возможные риски и предлагать мероприятия по их снижению.

При взаимодействии организации с деловой средой риски - обязательный атрибут. [6, с. 114] В связи с кризисным состоянием системы взаимных платежей, изменением сроков и объёмов поставок, требований к качеству продукции, наиболее характерны следующие риски: неполного использования технологических возможностей, риск недопоставки поставщиком оплаченной продукции, риск недополучения или несвоевременного получения платы за реализованную продукцию.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Меню