Проблема ценностных ориентаций управленческой деятельности в СНО
Однако при внедрении системы материального поощрения за отсутствие опозданий дисциплина резко улучшается, несмотря небольшой размер премий [42, 104].
Справедливости ради следует указать на другую сторону медали: слава и почести могут инициировать враждебное отношение к их объекта со стороны других сотрудников. Всякий проявление преимущества есть конфликтогеном. В такой ситуации сотрудник от высокой оценки своей деятельности получит больше отрицательных эмоций, чем положительных.
Положительные и отрицательные эмоции запускают физиологические механизмы, направленные на "действие". При возникновении эмоционального напряжения объем вегетативных сдвигов (повышение частоты сердечных сокращений, артериального давления, выброс в кровяное русло гормонов и медиаторов) значительно превышает реальные потребности организма.
Есть поручение ответственной работы, при наличии у сотрудника "эмоционального всплеска" - это забота не только о деле, а о самом сотрудника. В этот момент он способен сделать немало. С практической точки зрения этот факт обращал внимание Ли Якокка, когда отмечал, что повышение - это повод для поручения ответственного задания. И наоборот, тяжелая ситуация с низкой вероятностью достижения цели, как правило, вызывает негативные эмоции. В этой ситуации даже небольшой успех вызывает положительную эмоцию воодушевления, что усиливает потребность в достижении цели. Тогда небольшим успехом для сотрудника может быть понимание, сочувствие, вера в него непосредственного руководителя [14, 56].
Мотивация труда должна учитывать и потребность в достижениях. Люди, обладающие этим, ставят перед собой задачи, выполнить которые означает для окружающей обстановки добиться успеха. Они хотят быть на высоте и любят получать положительные отзывы о своей деятельности от окружающих. Для выявления таких сотрудников нет необходимости в психологическом тестировании, даже свое свободное время они посвящают основной работе.
На формирование у ребенка потребности в достижениях влияют установки родителей. Как правило, люди с высокой потребностью достижения целей стимулируют развитие самостоятельности у детей. Дети в раннем возрасте учатся полагаться на свои силы, вследствие чего развивается чувство уверенности в себе. Преодоление трудностей и собственные достижения радуют их. И наоборот, родители с низкой потребностью в достижениях чрезмерно опекают своих детей, помогают или выполняют за них повседневные дела. Поскольку таким детям предоставляется меньше свободы, у них формируется слабая потребность в достижениях. Люди, которые имеют сильную потребность в достижениях, предпочитают полагаться на собственные силы и стремятся к самосовершенствованию. Они склонны работать над задачами, которые требуют немалых усилий, но не являются неразрешимыми. Такие люди испытывают большее удовольствие от своей работы, когда могут сами ее планировать и самостоятельно определять свою цель. Они предпочитают играть в шахматы, а не в покер, потому что азартные игры не требуют от них серьезных физических и интеллектуальных усилий. Людям, которые пристрастились к игре в казино или в конных скачек, нравится возможность легко выиграть крупные суммы. Исследования доказали, что такие люди редко добиваются больших успехов в своей профессиональной деятельности. Успешно работающие люди, как правило, хотят чувствовать личную ответственность за свои достижения. Этот фактор учитывают при формировании философии организации, документа, который является совокупностью внутренних фирменных принципов и правил взаимоотношений между сотрудниками, своеобразной системой ценностей ("моральный кодекс компании").В разделе "Интересы (хобби)" этого документа зафиксировано, что организация не поддерживает увлечение сотрудников азартными играми на деньги [29,136]. Мозг человека, его строение (цитоархитектоника), т.е. базисный материал для реализации основных функций, формируются до 3-летнего возраста. Итак, все, что происходит в течение первых лет жизни, формирует личность на биологическом уровне. Например, важно, какие сказки слушать малыша. Русские народные сказки "По щучьему велению" или "О Иванушку дурачка" формируют когнитивные особенности организма именно с установкой возможности легкого выигрыша крупных сумм. Для организации гораздо лучше, если ее сотрудникам в детстве родители читали английскую сказку "О трех поросятах".
Природные способности человека, определены его генотипом, неизбежно порождают потребности в их применении. Нереализованные потребности людей в карьерном росте, повышении социального статуса могут создать ситуацию, при которой владельцы или менеджеры - работают обособленно, а сотрудники - также особняком. Авторитарный стиль управления очень часто приводит к ситуации, когда сотрудники организации могут еще и злорадствовать с появлением у менеджеров (собственников) каких-либо проблем. Например, «к нам должен прийти с проверкой КРУ, посмотрим, чем это для них закончится».