Основные функции службы управления персоналом
Большая разобщенность всех этих узкоспециализированных структурных подразделений снижала эффективность работы с кадрами, не позволяла комплексно решать задачи формирования и тем более эффективно использовать кадры. Большую работу, особенно связанную с подбором, расстановкой и использованием кадров, выполняли линейные руководители (руководители структурных подразделений), часто не располагая ни необходимыми знаниями, ни временем, поскольку их главная задача состояла в обеспечении своевременного и качественного выполнения производственных заданий. Их общение с отделом кадров, отделом подготовки кадров носило оперативный характер и представляло собой оперативное исполнение отделом кадров заказов конкретного подразделения по набору кадров со стороны.
Отдел кадров не был наделен функциями планирования, организации, координирования, стимулирования, контроля, не участвовал в выработке кадровой политики, ограничиваясь текущей работой с кадрами. По сути дела, на большинстве отечественных предприятий и самой кадровой службы как совокупности взаимосвязанных структурных подразделений, участвующих в управлении персоналом, не было. Появление в последние годы должности заместителя генерального директора по кадрам не улучшило ситуации, так как ему, как правило, подчинялись лишь отдел кадров, отдел подготовки кадров и помощник директора по быту. Вне поля его деятельности оставались другие отделы организации, занятые выполнением порученных им функций в соответствии с собственным пониманием задач управления персоналом. [2, стр.234-236]
С изменением задач и ориентиров в управлении персоналом изменились и задачи службы управления персоналом, ее функция и структура. В организациях формируется многофункциональная служба управления персоналом как единое целое, координирующее всю работу структурных подразделений в системе управления организацией, занятых работой с людьми, под единым руководством.
Только в этом случае возможно комплексное решение не только вопросов кадрового обеспечения организации, но и главной задачи службы управления персоналом в новых экономических условиях - соединить цели развития организации с потребностями работников, реализующих эти цели, сбалансировать стратегию развития организации и занятых на рабочих местах работников.
Таким образом, главное назначение службы управления персоналом состоит в том, чтобы не только руководствоваться в осуществлении кадровой политики интересами организации, но и действовать с учетом трудового законодательства, реализации социальных программ, принятых как на федеральном, так и на территориальном уровне. [2, стр.237]
Выделяют следующие функции службы управления персоналом организации, предоставленные на рис.1
служба управление персонал кадровый
Рис.1. Основные функции службы управления персоналом
Разработка структуры управления персоналом организации:
анализ имеющейся структуры управления и выявление ее недостатков на данном этапе развития организации;
проектирование новой структуры управления, более подходящей к текущему моменту;
составление штатного расписания организации;
построение новой организационной структуры управления персоналом.
Развитие кадрового потенциала и социальной инфраструктуры организации:
техническое и экономическое обучение персонала;
переподготовка работников и повышение их квалификации;
подготовка кадрового резерва руководства;
планирование деловой карьеры сотрудников;
профессиональная и социально - психологическая адаптация новых работников.
организация питания работников в процессе трудовой деятельности;
управление жилищно-бытовым обслуживанием;
развитие физкультуры и спорта среди членов трудового коллектива;
обеспечение охраны здоровья посредством проведения профилактических осмотров и медицинского освидетельствования;
обеспечение детей сотрудников местами в детских учреждениях.
Оформление и учет движения кадров:
оформление и учет приема, увольнения и перемещения работников;
информационное обеспечение системы управления кадрами;
профориентация и профотбор работников;
обеспечение полной занятости на рабочем месте.
Регулирование трудовых отношений в организации и условий труда:
анализ и регулирование трудовых и личностных взаимоотношений между работниками;
анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений между работниками и руководством;
управление персоналом и решение конфликтов, возникающих в процессе производства;
социально-психологическая диагностика персонала;
регулирование этических норм во взаимоотношениях членов трудового коллектива;
управление взаимодействием с профсоюзами;