Основные задачи российского менеджмента на современном этапе

Радикальные изменения русской модели управления скажутся на всех сторонах жизни. В частности изменится отраслевая структура экономики. Уход государства из непосредственного управления экономикой повлечет снижение доли тех отраслей промышленности, которые ориентируются на государственное финансирование и потребление.

В конкурентной борьбе выживут и закрепятся в качестве отраслей национальной специализации те отрасли, в которых технологический уклад соответствует основным характеристикам русской модели управления. Скорее всего, к таковым относятся единичное и мелкосерийное производство нестандартных изделий и услуг.

Как и сейчас список лидеров и аутсайдеров российской экономики будет стремительно меняется. Отсюда неизбежное сохранение больших разрывов в уровне оплаты труда на разных предприятиях, что не помешает продолжать традицию уравнительного внутрикластерного распределения.

Впрочем, детальный прогноз основных характеристик будущей российской экономической системы невозможен, так как она сформируется в ходе противоречивого процесса взаимодействия национальной системы управления с требованиями мирового научно-технического и социального прогресса. Как пойдет это взаимодействие и какие формы примет - покажет только время.

Заключение

Исходя их проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

) Менеджмент обусловлен такими базисными факторами, как тип собственности, форма государственного устройства, степень развития рыночных отношений. В практике управления существуют примеры организаций, возникших в глубокой древности и успешно функционирующих и в настоящее время благодаря созданию рациональной структуры управления.

) Можно выделить несколько моделей менеджмента, определяемых исторически сложившейся в той или иной стране практикой управления: 1) американская модель, 3) западноевропейская модель 2) японская модель 4) шведская модель социализма.

) Россия имеет свою тысячелетнюю историю предпринимательства. Причем вместе с усилением центральной власти развитие управления происходило прежде всего «сверху вниз». Этим Россия отличается от стран Европы и США, где оно шло «снизу вверх». После развала СССР несмотря на принятые меры, не удалось приостановить развала экономики России. Отечественный менеджер в своей практической деятельности сталкивается с такими проблемами, которые совсем незнакомы западному менеджеру.

) Субъектом собственности может выступать и государство. Следует различать две относительно самостоятельные части государства, реализующие различные функции в жизни общества: государство как субъект в отношениях собственности и государство как сила, стоящая на страже сложившихся отношений в обществе.

) Когда государство становится собственником средств производства, оно приобретает все хозяйственно-организаторские функции собственника. Если государственная собственность приобретает господствующее положение в тех или иных сферах экономики, образуется государственно-монополистическая собственность.

) Контроль государства над негосударственными объектами собственности может превращаться в контроль собственника. Используя силу и административный ресурс, государство может принять ряд законодательных актов и взять на себя функции собственника.

) Также можно рассмотреть общество, как субъект собственности. Граждане страны могут стать ассоциированными собственниками национализированных средств производств. При этом государство получает от общества полномочия на управление и распоряжение объектами собственности и должно отвечать перед обществом за качество своей деятельности

) Наиболее вероятной перспективой русской модели управления являются три варианта ее дальнейшего развития: отомрет в следствии невозможности функционировать, изменится подражая зарубежным образцам и будет далее развиваться по пути усложнения в условиях русского менталитета. Наиболее интересен третий вариант развития российской модели управления.

) Переноса «центра тяжести» системы управления с уровня государство на уровень кластерных единиц растянется на длительный период, за который: кластеры должны обрести уверенность в своих силах, государственный аппарат - освоить новые функции объективного арбитра и хранителя устоев, предприниматели - выдавить из себя «нового русского», общественное сознание - научится идентифицировать Россию не только с российским государством, но и с отдельно взятым предпринимателем и организацией.

Перейти на страницу: 1 2 3

Меню