Основные направления совершенствования коммуникационного процесса в организации
В общем виде рекомендации автора по совершенствованию коммуникаций в банке можно представить в виде рисунка 3.5.
Рис. 3.5 Рекомендации по совершенствованию коммуникаций в ООО «Юго - Запад»
Сделанные выводы не являются окончательными. Они лишь соответствуют положению вещей на данный момент времени. Управление организацией и персоналом, в частности, - сложная и ответственная работа, и каждый руководитель должен учитывать все возможные факторы в разработке подобной программы. Именно в этом залог успешной работы сотрудников организации, а также эффективной деятельности банка в целом.
Заключение
Таким образом, коммуникации имеют существенное значение для успеха деятельности предприятия и представляют одну из сложных проблем менеджмента. Эффективно работающими руководителями считают тех, кто эффективен в коммуникациях. Менеджеры должны в совершенстве владеть искусством коммуникации, не смотря на то, что коммуникативная практика расширяется с каждым годом. Управленцы, желающие оставаться на гребне волны, должны поспевать за требованиями рынка. Новые сферы деловых коммуникаций - компьютер, Интернет, телеконференции, технологии PR, вклад которых в достижение общего успеха становится все более значимым.
Коммуникации в практическом плане - это процесс обмена идеями и информацией, ведущей к взаимному пониманию. Коммуникационный процесс может происходить между двумя и более людьми. Его цель - обеспечить передачу и понимание информации, являющейся предметом обмена. Коммуникационный процесс технологически можно представлять как взаимодействие совокупности элементов, в качестве которых выступают отправитель (лицо, предающее информацию), сообщение (собственно информация), канал (средство передачи информации), и получатель (лицо, которому информация предназначена). Эффективность коммуникаций зависит от качественных особенностей и механизма действия каждого из указанных элементов.
Система коммуникаций достаточно сложна и включает множество разновидностей, которые можно классифицировать по ряду признаков. В частности, вертикальные коммуникации предполагают обмен информацией между уровнями и в рамках самой организации. При этом выделяются коммуникации по восходящей (снизу вверх) и по нисходящей (сверху вниз). Горизонтальные коммуникации осуществляются между подразделениями одной организации, либо между отдельными исполнителями, а также с деловыми партнерами (фирмами, ассоциациями, компаниями). Информационная связь между руководителем и подчиненным может осуществляться в устной, письменной форме или с помощью технических средств связи. В каждой организации имеют место неформальные коммуникации, под которыми понимаются сообщения и сведения, проходящие между работниками по принципу "только между нами" (так называемые слухи).
Непосредственное общение с подчиненными позволяет при помощи особенностей невербального их поведения выявить степень восприятия передаваемой информации. При этом примерами невербальной коммуникации являются обмен взглядами, выражение лица. Способами выражения своего отношения к сообщению являются также различные жесты. Искусством чтения "с лица", языком мимики, жестов, позы должен владеть каждый руководитель для обеспечения эффективности коммуникаций.
Между индивидами в процессе коммуникации с помощью информационных потоков происходит соединение, которое называется коммуникационной сетью. Причем рассматриваются не индивиды как таковые, а отношения коммуникации между индивидами. Важно отметить, что существуют устоявшиеся образцы коммуникационных сетей для групп одной и той же или разной численности: «колесо», «всеканальная», «вертушка», «цепочка», «Y», «цепочка» «Y» , «кружок» « и «альфа».
Существует коммуникационный стиль, который представляет собой способ, с помощью которого индивид предпочитает строить коммуникационное взаимодействие с другими. Существует много различных стилей, используемых людьми в межличностной коммуникации, также как и много подходов к определению этих стилей. Знание стилей помогает определить то, как себя вести и чего можно ожидать от поведения, связанного с определенным стилем.
Методы общения организации можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним методам относятся массовые методы (доска объявлений, корпоративные газеты или журналы, информационные бюллетени менеджера, буклеты; посещения массовых собраний, получение адаптированной версии годового отчета компании, прослушивание сообщений через громкоговорители, внутреннюю справочную службу или просмотр фильмов и программ кабельного телевидения), менеджеры и инспекторы (общение «один - на - один» с менеджером или инспектором) и представители (общение через представителя, который может быть членом комитета сотрудников, быть избранным профорганизацией цеха, уполномоченным представлять интересы сотрудников на совете работников, членом производственного комитета, комитета по мерам безопасности, либо просто коллегой). Менеджеры должны решить, какой метод общения использовать, и знать возможности и недостатки каждого из них.