Прокомментируйте выражение: «Восприятие другого человека содержит информацию о нас самих»
Вышеуказанные два звена в цепи следования обратной связи-звено передачи обратной связи и звено ее получения-не вполне равноценны с точки зрения их влияния на конечный результат. Оказывается получение обратной связи в значительной мере определяется тем, как мы «подаем» другому наше представление о нем, т. е. прежде всего от формы подачи зависит, будет ли информация принята или отторгнута, окажется ли реципиент открытым либо закрытым для ее принятия. Рассмотрим это на примере конкретных случаев.
В повседневном общении обратная связь часто , выступает в косвенной, завуалированной форме и именно поэтому не дает реальной информации ее реципиенту. Не претендуя на охват всех возможных ситуаций подобного рода, укажем в качестве иллюстраций на некоторые из них. По содержанию обратная связь может нести реципиенту негативную либо позитивную информацию о нем. В первом случае достаточно легко предположить ряд оснований, склоняющих коммуникатора обратной связи завуалировать ее: нежелание обидеть человека, неуверенность в том, как подобная информация будет воспринята, отсутствие готовности к риску и т. д. и т. п. Так, преподаватель может долго оставаться в неведении относительно действительного негативного мнения о нем студентов: студент, например, «опасается», выразив преподавателю свое негативное отношение, получить заниженную оценку на экзамене. В результате подобной деформации обратной связи человек может оказаться как бы запертым в мире собственных иллюзий, что, несомненно, мешает нахождению общего языка в общении.
Интересно отметить, что сплошь и рядом выбор косвенной, а не прямой формы передачи такого рода сведений характерен для ситуаций, когда обратная связь по содержанию является позитивной. Например, это может случиться из опасения прослыть льстецом. Другой пример: вы хотите сказать «я вас люблю», а в действительности начинаете активно подшучивать над человеком. Столь косвенный способ выражения отношения, возможно, выбран из-за недостаточной уверенности в себе, боязни подвергать себя испытаниям (быть отвергнутым, осмеянным). В результате велика вероятность того что партнер не поймет вас, у него сложится превратное представление о ваших чувствах и намерениях по отношению к нему и, следовательно, вы не достигнете той цели, с которой вступали в общение.
Неверно было бы думать, что трудности с получением адекватной обратной связи возникают лишь тогда, когда коммуникатор выбирает непрямой способ передачи межличностной информации. Это может иметь место и в случае прямой обратной связи. Правда, здесь возникают специфические сложности с восприятием информации реципиентом.
Определенные трудности могут возникнуть в случае принятия прямой обратной связи, которая содержит негативную информацию и дается в форме общей оценки. Например: «Ну и профан же ты!» Кстати, именно такая обратная связь в повседневной жизни обычно ассоциируется с понятием «ссориться». Как правило, она провоцирует реципиента на отвержение, невосприятие той, быть может, конструктивной информации, которая в ней содержится. Исследования показывают, что негативная оценочная обратная связь способствует актуализации защитных механизмов личности, что приводит к меньшей способности «сосредоточиться на структуре, содержании и когнитивных значениях послания». В подобной ситуации на воспринимаемую человеком информацию в большей мере влияют проекции его собственных тревог, мотивов, забот, и он оказывается менее способным к адекватному восприятию. «Эти измененные восприятия легко могут результировать в проекции враждебных чувств по отношению к другим членам группы».
Не случайным является тот факт, что негативная обратная связь в общей оценочной форме часто продуцирует у ее реципиента негативную «ты-концепцию» коммуникатора обратной связи (типа. «Сам глупец.!»).
Кроме того обстоятельства, что обратная связь в форме общей оценки, понижает восприимчивость её реципиента, она к тому же сплошь и рядом оказывается малоинформативной. Действительно, высказывания типа «Злой человек» приносят мало пользы тем, кому они предназначены, поскольку остается неясным, в чем конкретно это выражается. Дело в том, что подобное суждение обычно относится не к отдельному поступку, конкретному поведению, а к поведению вообще, и это затрудняет диагностику, так сказать, частного звена неблагополучия. Форма всеобщности в данном случае препятствует конструктивной переработке информации, ее реальному использованию реципиентом. Кстати, то же самое может относиться и к позитивной по содержанию обратной связи в общей оценочной форме (например: «Ты - хороший»), когда остается неясным, на закрепление какого именно поступка, отдельного шага ориентирована данная похвала.