Прокомментируйте выражение: «Восприятие другого человека содержит информацию о нас самих»
В данном контексте уместно упомянуть эксперименты, проведенные студентами кафедры социальной психологии МГУ под руководством А. У. Хараша. В этих экспериментах исследовалась реальная студенческая группа, каждого члена которой просили дать характеристику самому себе от имени каждого другого члена группы. Часть студентов вообще с трудом могла дать более или менее дифференцированное представление о «ты-концепции», существующей, по их мнению, у другого, а в некоторых случаях выявилось поразительное несоответствие «ты-концепции», которую испытуемый приписывал другому, действительно существовавшей у этого другого его «ты-концепции».
Например, два студента, проучившиеся в одной группе 4 года, ездившие в экспедиции, где вместе работали и жили в одной палатке, чувствовали свое внутреннее родство и хотели бы сойтись друг с другом поближе. Однако каждый из них, считая, что другой знает о его расположении к нему, предполагал, что этот другой такого расположения не испытывает. Одним словом, эти люди, живя бок о бок и тесно общаясь, не могли сблизиться, несмотря на то, что оба этого хотели. Если бы между ними существовала прямая, релевантная их внутренним диспозициям обратная связь, такого бы, вероятно, не произошло.
В той же группе проводился эксперимент по следующей методике: каждого члена группы просили 20 раз ответить на вопрос «кто я?», а затем полученные «портреты», не называя автора, предъявляли другим членам группы. Случаи «опознания» оказались более редкими, чем предполагалось, а один участник эксперимента (из группы в 7 человек) вообще не узнал ни одного из своих соучеников. Это может свидетельствовать о большой частоте несоответствий «я-концепции» человека, т. е. его собственного представления о себе, «ты-концепциям», которые имеются у тех, кто с ним взаимодействует. Такие результаты (аналогичные были получены многими зарубежными исследователями) позволяют выдвинуть предположение об обусловленности выявленных несоответствий различными ошибками восприятия, и в частности о кардинальной важности эффективной обратной связи для их уменьшения (их полное устранение вряд ли является реальной задачей).
Налаженная обратная связь существенна в контексте всякого общения. Особенно актуальной является проблема адекватных форм обратной связи в ситуациях педагогического общения, когда его сторонами выступают учитель и ученики, родители и дети. Основную направленность подобного общения составляет психологическое воздействие, успешность которого предполагает, в частности, умение воспитателя в соответствующей, корректной форме сделать так, чтобы обратная связь была правильно понята и принята воспитанником. Это умение вплетено практически в каждый шаг воспитательной работы. В связи с этим чрезвычайно важно, насколько в ансамбле профессиональных качеств преподавателя представлены и развиты, во-первых, умения социально перцептивные (гностические), т. е. наблюдательность в отношении своего внутреннего мира и внутреннего мира другого, его и своего места в системе межличностных отношений и т.д. Во-вторых, такого рода наблюдательность с необходимостью должна дополняться соответствующими коммуникативными умениями, включающими в том числе навык использования обратной связи с определенными параметрами. Предполагается, что умение видеть человека дополняется умением сказать ему, о том, как, каким вы его видите в каждом конкретном случае, с тем, чтобы эта информaция была принята реципиентом и по возможности конструктивно использована им. Развитая наблюдательность способствует более адекватному восприятию учащегося, правильному пониманию его психологических особенностей, а развитые коммуникативные умения обеспечивают установление необходимых контактов с ним. Если воспитатель имеет иллюзорное представление о себе, о воспитываемых, о том, как они его воспринимают, не умеет посмотреть на мир глазами воспитываемых, то глубокое взаимопонимание в этом случае исключено, а следовательно, вряд ли можно рассчитывать на успех воспитательной работы в целом.
Тенденции современного развития повышают требования к компетентности воспитателя, предполагая и высокий уровень его социально-психологической подготовки. В настоящее время в решении межличностных проблем недостаточно ограничиваться опорой лишь на здравый смысл, традиции, опыт. Необходимо активное освоение и целенаправленное использование самых различных социально-психологических механизмов. Повышение социально-психологической компетентности личности-сложная задача, требующая привлечения широкого круга средств. Одним из этих средств являются различные методы социально-психологического тренинга.