Государственный механизм воздействия на конкурентоспособность
Проведение исследований конкуренции, конкурентоспособности и решение проблем управления конкурентоспособностью является неотъемлемой задачей не только менеджмента и маркетинга любого предприятия, но и государства в целом. Однако в России до сих пор не существует государственной политики по становлению и развитию конкуренции, отсутствуют фундаментальные отечественные разработки в области конкуренции, что сильно ограничивает рост и развитие отечественной экономики. Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) - важнейший шаг в направлении глобальной интеграции страны, который послужит дополнительным стимулом для реформ и инвестиций. Реальный путь вхождения России в мировое конкурентное пространство - это постепенное приближение российской внутренней предпринимательской среды к правилам конкуренции, действующим на мировых рынках. Как отметил В.В. Путин в своем ежегодном послании, «…нормой в международном сообществе, современном мире является и жесткая конкуренция - за рынки, за инвестиции, за политическое и экономическое влияние. И в борьбе, этой борьбе, России надо быть сильной и конкурентоспособной».
Конкурентоспособность на макроэкономическом уровне является главным показателем, отражающим состояние экономики и перспективы ее экономического развития. Поддержание конкурентной среды должно стать важнейшей задачей государственного регулирования экономики. С точки зрения М. Портера, основная цель государства в экономике - обеспечить гражданам высокий уровень жизни, а достижение этой цели прежде всего зависит от эффективности использования ресурсов. В условиях рынка государство не наделено функцией непосредственного управления конкурентоспособностью, однако оно воздействует на нее с помощью таких мер, как законодательные и нормативные акты, правительственные постановления, экономические и другие рычаги. На наш взгляд, роль государства состоит в создании благоприятных условий для укрепления конкурентоспособности экономики, ее структурных подразделений, хозяйствующих субъектов. Государство призвано выполнять важнейшую функцию интегрирующего начала, обеспечивающего связь субъектов рынка в системное целое. Должна быть выработана государственная стратегия обеспечения конкурентоспособности. Основой государственного макроэкономического регулирования должна стать идеология развития, учитывающая стратегические приоритеты и национальные интересы страны. Как отмечается в литературе, Россия по рейтингу конкурентоспособности в 1999-2003 гг. находилась в хвосте мирового сообщества: в 1999-м - на последнем месте из 59 оцениваемых стран, в 2000-м - на 5-м месте с конца, в 2001-2002 гг. - соответственно на 63-м и 64-м местах из 80 стран, в 2003-м - на 63-м месте из 102 стран.
Всемирный экономический форум проводил оценку на основе 188 критериев, среди которых особое место уделялось характеристикам уровня развития экономики, образования, науки, правовой системы, финансов, налоговой системы, внешнеэкономической деятельности, системы управления. Очевидно, что в России системно и профессионально проблемами конкурентоспособности никогда никто не занимался. В течение многих десятков лет в нашей стране, в условиях высокой монополизации производителей, регулятором производства продукции являлся не реальный спрос, а производство и административно-командный механизм распределения, которые регулировали потребление, формировали потребности и выпуск продукции. В этих условиях проблема конкурентоспособности товара у производителей практически не вставала, а если и возникала, то решалась лишь в отношении той продукции, которая подлежала реализации на внешнем рынке. На смену государственной собственности пришла частная и корпоративная, возникли весомые предпосылки для развития предпринимательства. С развитием рыночных механизмов хозяйствования проблема обеспечения конкурентоспособности товаров, предприятий и страны в целом резко обострилась и потребовала от всех субъектов рынка активного поиска путей и методов ее решения.