Государственный механизм воздействия на конкурентоспособность

В интересах повышения инновационной активности государство должно выработать и реализовать соответствующую стратегию, которая была бы направлена на содействие преобразованиям в экономике в сторону преодоления экспортно-сырьевой зависимости и обеспечение стабильно высокой динамики обрабатывающего высокотехнологичного производства. Переход на инновационный тип развития неизбежно требует изменения подходов к организационно-структурному укладу современных предприятий, обеспечения эффективной системы управления, создания базы высококвалифицированных специалистов. Прослеживается тесная взаимосвязь этой проблемы с регулированием состояния образовательной и научной сферы страны. Научный потенциал для эффективного развития и плодотворного функционирования должен быть обеспечен образовательной базой. Ведущей представляется роль государства в процессе создания новой финансовой системы, интегрированной в мировое экономическое пространство, а так же обеспечение на ее основе финансирования стратегически важных направлений экономического и социального развития и повышения инвестиционной привлекательности хозяйственных субъектов. Мировой финансовый кризис усиливает конкуренцию за инвестиционные ресурсы. Российская экономика остро нуждается в обновлении технологической базы, требуется модернизация инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства. Большие резервы имеются в сфере совершенствования законодательной и нормативной базы, повышения эффективности управленческой практики, развития информационной обеспеченности; в этих условиях как никогда высока доля ответственности органов власти за устойчивость региональных и местных бюджетов. Остро стоит вопрос создания системы информирования иностранных покупателей и инвесторов о возможностях российской промышленности. Особого внимания заслуживает поддержка экспортной деятельности оборонного комплекса, способного занимать значительное место в структуре экспорта высокотехнологичной, наукоемкой продукции страны.

Другим важным аспектом государственного воздействия на конкурентоспособность предприятия является комплекс мер по обеспечению государственного контроля и надзора в области стандартизации, технического регулирования и подтверждения соответствия продукции и систем менеджмента.

С принятием в России Федерального закона «О техническом регулировании» государство оставляет за собой только надзор за обязательными, законодательно установленными требованиями к безопасности. Теперь оценка остальных характеристик качества (назначения, надежности, энергоемкости и др.), а главное - принятие решения о необходимости проведения такой оценки, - за производителями и потребителями. К тому же существует ряд факторов, которые вынуждают к этому производителей, например, подтверждение требований к качеству, установленных в контракте. Но есть основной фактор, обусловленный рыночной конкуренцией, - необходимость постоянно убеждать потребителя, клиента, заказчика, что качество выпускаемой продукции или оказываемой услуги полностью отвечает их запросам и ожиданиям.

И наконец, конкурентоспособность предприятия не в последнюю очередь определяется социально-политической обстановкой в стране. Недаром этот фактор постоянно учитывается при оценке конкурентоспособности стран. Социально-политическая обстановка в качестве результата деятельности политических партий, движений, блоков, общественных организаций обусловливает возможность привлечения иностранного капитала, как в форме совместного предпринимательства, так и в форме прямых инвестиций - государственных и отдельных фирм и компаний.

Проблемы конкурентоспособности и конкуренции выходят на первый план для национальной экономики в целом и для хозяйственных первичных образований. России нужна эффективная, социально справедливая, конкурентоспособная экономическая система, которая обеспечит стабильное политическое, социальное и экономическое развитие страны в условиях жесткой внешней и внутренней конкуренции. Роль государства в современных условиях состоит в определении причинно-следственных зависимостей в рыночной экономике, в предупреждении стихийных и определении перспективных, с точки зрения максимизации прибыли и расширения сфер применения капитала, направлений развития. Высокая конкурентоспособность невозможна без реализации ряда реформ, которые изменят структуру экономики, качество «человеческого капитала», экономическую культуру и институты, защитят свободу предпринимательства и незыблемость права собственности.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Меню