Сущность кадрового менеджмента
Рост конкуренции, совершенствование технологий, борьба за потребителя и качество продукции заставляют предприятие по-новому рассматривать комплекс вопросов менеджмента. Изменяются и требования к работнику. Главным становятся признание высокой социальной ответственности сотрудников организации и в первую очередь управляющих. Современный подход в менеджменте - это адекватная реакция на перемены, непрерывно меняющиеся технологии и неопределенность среды с учетом человеческих ценностей. Человеческий потенциал, способность руководителя правильно поставить цель и эффективно распорядиться трудовыми ресурсами превращаются в главный фактор успеха предприятия. Трудовые ресурсы - это все работники предприятия, в том числе производственный и управленческий персонал (руководители и специалисты).
Кадровый менеджмент рассматривает людей как достояние производственной организации, ресурс, который, как и другие ресурсы, надо эффективно использовать для достижения целей.
Наиболее часто кадровый менеджмент трактуют как мобилизацию сотрудников посредством активной работы менеджеров. Для этого применяются такие подходы:
Ø отношение к труду как источнику доходов предприятия;
Ø создание каждому сотруднику простора для деятельности, чтобы он мог внести личный вклад в общее дело;
Ø активная социальная политика.
Цель кадрового менеджмента - подбор компетентных и заинтересованных сотрудников, умение их удержать, совершенствование профессиональной подготовки работников.
Управление кадрами - более широкое понятие, включающее в себя следующие составляющие:
Ø подход к работнику как главному фактору реализации целей предприятия;
Ø отношение к человеку как к источнику доходов и статье инвестиций;
Ø анализ потребностей предприятия в человеческих ресурсах;
Ø анализ ситуации с трудовыми ресурсами во внешней среде;
Ø формирование трудовых ресурсов предприятия;
Ø создание системы взаимодействия работников, их взаимоотношения.
В философии менеджмента кадров сотрудники - это активы предприятия, человеческий капитал. Он предполагает меньший контроль за работниками, но большую мотивацию и стимуляцию труда.
При кадровом менеджменте требуется активная позиция и от самого сотрудника. Он больше не является объектом каких-то применяемых к нему мер или лицом, которому спускают циркуляры. Он лично ответствен за результаты труда, успехи и достижения. Это предъявляет особые требования к структуре предприятия, его политике в области организации производства и создания определенных условий труда. И то и другое должно оставлять место для личной инициативы.
Кадровая политика из «реагирующей» превращается в активную, стратегическую, часть общей политики предприятия.
Кадровый менеджмент, то есть работа с персоналом, вышел на первый план и превратился в одну из основных обязанностей руководителей всех уровней и направлений. К его основным принципам относятся:
Ø безусловная ориентация на требования законодательства о труде;
Ø учет не только текущих, но и перспективных потребностей предприятия в персонале, исходящих из задач его развития, прогноза рыночной конъюнктуры и тенденции естественного движения рабочей силы;
Ø соблюдение баланса интересов предприятия и его работников;
Ø создание условий для сокращения числа увольнений и уровня занятости;
Ø широкое сотрудничество с профсоюзами;
Ø максимальная забота о каждом человеке, уважение его прав, свобод, достоинства.
Управление кадрами включает ряд взаимосвязанных ключевых элементов, которые образуют цикл менеджмента трудовых ресурсов:
Ø отбор работников;
Ø оценка профессиональной деятельности;
Ø система вознаграждения;
Ø возможность обучения и повышения квалификации.
Управление трудовыми ресурсами включает также:
Ø анализ рынка труда;