Выбор стратегии развития на примере ОАО «Челябвтормет»
ОАО «Челябвтормет» является юридическим лицом и действует в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «Об акционерных обществах», иными правовыми актами РФ и Уставом. Общество вправе открывать банковские счета на территории РФ и за ее пределами, имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения. Предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак [14].
В настоящее время предприятие успешно наращивает долю на рынке за счет следующих факторов:
производственная база, которая насчитывает 65 - летний стаж площадки, находящиеся в собственности организации возможность снижения издержек за счет масштаба производства
налаженные связи с поставщиками товаров, услуг
налаженный сбыт продукции
техническое оснащение производства, оборудование
гибкое ценообразование
несмотря на масштаб организации, быстрая адаптация к изменениям на рынке
высококвалифицированный персонал, универсализация труда
постоянный контроль всех внутренних материальных потоков
постоянное изучение рынка ломосдатчиков, проведение маркетинговых исследований [11].
Для рассмотрения вопросов, связанных с сегментацией и выбором стратегии развития используют так называемый SWOT-анализ табл 1.
Таблица 1 SWOT-анализ
STRENGHS (СИЛА) |
WEAKNESSES (СЛАБОСТИ) |
Расположение в высокоразвитом промышленном регионе Близость к транспортным магистралям Выгодное географическое положение с точки зрения улучшения сбытовой стратегии Хорошо отлаженная система стимулирования сбыта Гибкая система скидок относительно конкурентов Лидер на Ростовском рынке металлопроката Обеспечение социальной защиты работников ОАО «Челябвтормет» (наличие коллективного договора) Стабильная выплата з/п, социальные гарантии |
Большая сосредоточенность конкурентов в Ростовской области Высокая себестоимость продукции из-за, вследствие этого неэффективное ценовое позиционирование продукции ОАО «Челябвтормет» на рынке Отсутствие плана стратегического развития предприятия Отсутствие четкой системы планирования производства и сбыта продукции Низкий уровень автоматизации рабочих мест Слабое программное и информационно-правовое обеспечение Отсутствие современных систем коммуникации Отсутствие системы развития персонала на предприятии Нечеткое планирование потребности в персонале |
OPPORTUNIES (ВОЗМОЖНОСТИ) |
THREAT (УГРОЗЫ) |
Совершенствование организационной структуры Улучшение системы внутриорганизационных коммуникаций между отделами и подразделениями Создание программы развития персонала на предприятии Разработка программы мотивации персонала на общие цели предприятия Введение поощрительной системы оплаты труда для специалистов отдела сбыта Реальное планирование и прогнозирование производства и продаж продукции ОАО «Челябвтормет» (план производства на год) Разработка плана стратегического развития предприятия и его реализация Повышение уровня автоматизации рабочих мест Улучшение программного и информационно- правового обеспечения Финансирование бюджетов рекламы и маркетинга Активная рекламная компания Привлечение высококвалифицированных кадров Применение логистических принципов управления Усовершенствование системы стимулирования сбыта Улучшение системы быстрой доставки и отгрузки Возможность выхода на новые рынки Увеличение рыночной доли за счет выхода с продукцией в другие регионы РФ Возможность занять лидирующие позиции среди локальных конкурентов Укрепление сложившихся связей с крупными потребителями продукции ОАО «Челябвтормет» |
Усиление рыночной доли конкурентов Ужесточение конкурентной борьбы Улучшение конкурентами системы стимулирования сбыта Улучшение конкурентами сервиса обслуживания Усиление информационно-рекламного воздействия на потенциальных потребителей со стороны конкурентов Вытеснение конкурентами продукции ОАО «Челябвтормет» с рынков ЮФО Введение конкурентами более эффективной гибкой системы скидок Нестабильная политико-экономическая ситуация в стране, несовершенство законодательства РФ Отсутствие целенаправленной работы предприятия и не прогнозируемость будущей ситуации развития Внутренняя социальная напряженность трудового коллектива может перерасти в явный трудовой конфликт Недостаточный выбор поставщиков оборудования может привести к повышению его стоимости или создать его дефицит Уменьшение рыночной доли ОАО «Челябвтормет» Потеря потенциальной прибыли Невозможность прогнозирования реальной потребности клиентов в продукции ОАО «Челябвтормет» Ограниченность в маркетинговом маневрировании Потеря потенциальных потребителей Уменьшение потребности основных клиентов в продукции ОАО «Челябвтормет» Потеря информационного контроля над рынком |