Цепочка ценности создания стоимости
Для обеспечения успеха на рынке Ульяновское Райпо должна предлагать потребителю продукт, имеющий для него ценность. В этом случае ценность понимается как совокупность получаемых потребителем выгод и понесенных им расходов, или часто говорят о лучшем (или худшем) соотношении «цена- качество». Чем выше ценность продукта или услуги для потребителя и чем в большей степени потребитель считает цену приемлемой, тем вероятнее, что данная организация будет действовать успешно в долгосрочной перспективе, поэтому повышение ценности товара или услуги является ключевой задачей стратегического планирования и выбора стратегии.
М. Портер предложил схему, которая полезна при анализе ресурсов в стратегическом плане. Эта схема получила название «цепочка создания ценности» (рис.7).
Рис. 6. Система стоимости Ульяновского Райпо
Все эти виды деятельности, представленные на рисунке 5, вносят свой вклад в конечную потребительскую стоимость продукта (товара).
В своей модели Портер разграничивает основную и вспомогательную деятельность компании.
Рис. 7. Структура создания цепочки стоимости:
1.Здание, оборудование |
2.Набор, подготовка, развитие и стимулирование людей |
3.Создание стоимости; внесение продукции в базу данных организации для учета и последующей продажи |
4.Закупки у поставщиков |
-Закупка продукции - заключение договоров с поставщиками |
- Хранение продукции на складах; - Контроль качества |
Распределение продукта покупателю Доставка товаров в магазины. |
Маркетинг и Продажа продукции; |
Гарантийное и сервисное обслуживание |
Основная деятельность организации
Основная деятельность Ульяновского Райпо группируется в следующих пяти областях:
1. Закупка продукции у поставщиков и заключение договоров:
а) Поиск необходимых поставщиков
б) Формирование консолидированных заказов поставщикам
в) Отслеживание этапов выполнения заказа
г) Ведение расчетов с поставщиками, в том числе, планирование и выполнение платежей
д) Учет накладных расходов по закупкам
2. Хранение продукции на складах и контроль качества. Данной организации здесь нужно учитывать следующие вопросы: где и как хранить и учитывать предназначенные для продажи товары, какая дополнительная обработка товаров требуется для повышения их ценности. Данный вид основной деятельности заключается в следующем:
а) Перемещение товаров между объектами сети распределения в соответствии с потребностями сети
б) Управление размещением товаров на складе с учетом оборачиваемости и требуемых условий хранения
в) Складская обработка товародвижений (приемка, отгрузка, внутрискладское перемещение)
г) Контроль сроков годности
д) Учет и контроль брака, боя, порчи
е) Дополнительная обработка товаров на складе (фасовка, упаковка, штрих-кодирование, этикетирование и т.п.)
3. Распределение продукта покупателю и доставка товаров в магазины:
а) Формирование сети распределения товаров (оптовые склады и распределительные центры, магазины)
б) Учет парка собственного и арендованного автотранспорта
в) Формирование рейсов в соответствии с заявками, маршрутами и графиками доставки
г) Контроль всех этапов доставки, учет накладных расходов по доставке
Здесь важно учитывать: какой объем товаров требуется для обеспечения установленного уровня обслуживания, каким образом данные товары должны быть поставлены в соответствующие каналы сбыта и т.д.
4. Маркетинг и продажа продукции. Данный вид деятельности Райпо заключается в ознакомлении потребителей с продуктом или услугой, в непосредственной реализации продукции покупателям, а также включает все аспекты маркетинговой деятельности (проведение различных акций и мероприятий по привлечение покупателей, маркетинговых исследований)