Инновации, создающие новые рынки
В течение последних десятилетий значение услуг для мировой экономики постоянно возрастало. Услуги сегодня создают 70% совокупного производства и рабочих мест в странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, и формируют около 75% ВВП США. Большинство мер, направленных на улучшение услуг, как правило, ограничены определенным видом отдачи, которую они способны произвести. И очень редко компании удается предложить сервис, способный либо сформировать совершенно новый рынок, либо таким образам реформировать существующий, чтобы получать непредусмотренную прибыль в течение длительного периода времени.
Яркий пример такой компании - Enterprise Rent-A-Car Company. В отрасли, где долгое время уверенно лидировали The Hertz Corp. и Avis Rent-A-Car System Inc., она использовала новую идею, позволившую ей обойти обоих лидеров. Основанная, в 1957 году Джеком Тейлором как лизинговый бизнес, Enterprise в 1962 году запустила направление по прокату машин после того, как многие клиенты стали жаловаться Тейлору, что часто нуждаются в автомобиле, когда их собственные находятся в ремонте. В то время как другие компании, предлагающие автомобили напрокат, нацеливались в первую очередь на аэропорты, Enterprise сфокусировалась на местных потребителях, временно нуждающихся в транспорте. Новая стратегия потребовала от компании размещения своих офисов вблизи мест проживания и работы людей и поспособствовала рождению такой инновационной услуги как «Мы заедем за вами» («We’ll pick you up»). Сегодня годовой доход Enterprise достигает $8 млрд, а 90% американцев проживают на расстоянии не более 15 миль (24 км) от одного из офисов компании.
Инновационный подход Enterprise создал новый рынок в области проката автомобилей. А компания FedEx в свое время переопределила рынок доставки писем и посылок. Следует подчеркнуть, что обе компании являют собой примеры инновационного сервиса, создающего новые рынки и кардинальным образом меняющего поведение потребителей и конкурентов.
При этом рынкообразующие инновации несут в себе гораздо больший потенциал, чем имитация действий конкурентов или улучшение существующих сервисов. Стоит вспомнить компанию Google , основанную в 1998 году, чья капитализация сегодня составляет порядка $110 млрд.
Инновационные услуги существенно отличаются от инновационных продуктов. Во-первых, для трудоемких, интерактивных сервисов их реальные провайдеры - это персонал компании. Люди становятся частью опыта потребителей и, соответственно, частью самой инновации. Во-вторых, как правило, оказание услуг требует физического присутствия потребителя, создавая тем самым необходимость в местной «децентрализации» производственных площадок. Наконец, в-третьих, создателям инновационных услуг не обязательно обладать осязаемым продуктом, чтобы поддерживать свой бренд.
В течение последнего года исследователи инновационных услуг разработали матрицу, которая выделяет различные стратегические подходы к инновационному сервису, формирующему новые рынки. Исследование помогает лучше понять, чем инновационный сервис отличается от инновационных продуктов, и определить основные факторы успеха в создании сервисных инноваций.
Инновационные услуги, создающие новые рынки, отличаются друг от друга по двум основным критериям: по типу выгоды или пользы, которую они приносят потребителю, и по уровню «отделяемости» услуги. В первом случае бизнес порождает инновации путем предложения новой значимой услуги или нового способа ее предоставления. Например, Cirque du Soleil положил начало новому рынку «живых» развлечений, предложив зрителям шоу, которое не является ни цирком и ни танцевальным представлением, а гибридом того и другого. Эти уникальные шоу имеют оглушительный успех, продавая 97% билетов на каждое представление. Однако способ предоставления услуги стандартный: потребители заранее приобретают билеты и идут с ними в театр. Напротив, University of Phoenix предоставил студентам возможность получать основную для себя пользу - диплом колледжа - новым способом передачи услуги - через интернет. University of Phoenix стал крупнейшим американским высшим учебным заведением всего за несколько лет.
Второй критерий касается того, должна ли услуга быть произведена и предоставлена в одно и то же время. Дело в том, что современные технологии превратили сервисы, в которых ранее производство было неотделимо от потребления, в услуги, которыми можно воспользоваться в любое время и в любом месте. Комбинации обоих направлений формируют матрицу (рис.1.6), которая может помочь менеджерам понять, что подходит непосредственно их компаниям и в каких направлениях им стоит искать инновации.