Особенности рынка культурной отрасли
Новая экономика строится теми, кто использует воображение, творческую энергию и знания для создания новых идей и ценностей. Соответственно успех часто зависит от использования синтеза творчества, предпринимательства и технологических инноваций.
Культурные индустрии и креативное предпринимательство - это относительно новые понятия в украинском контексте, однако не новые явления (определение «культурные индустрии» ввели Адорно и Хоркхаймер в своей "Диалектике просвещения" 1947 года).
В определении ЮНЕСКО этот термин применяется в тех отраслях, которые сочетают в себе создание, производство и коммерциализацию смыслов, которые являются нематериальными и имеют культурный характер.
Эти смыслы, как правило, защищенные авторским правом, и могут принимать форму товара или услуги. Зависимости от контекста, культурные индустрии также могут называться креативными индустриями, или на экономическом жаргоне «отраслями будущего».
Культурные индустрии - это уникальный сектор экономики, который возник вследствие распространения массовой коммуникации и глобализма. В Великобритании сектор предприятий культуры в 1998 году официально был передан в подчинение Департамента культуры, медиа и спорта (DCMS) правительства, что еще раз подтверждает, что эта страна является одним из лидеров и законодателей развития креативного предпринимательства.
Одно из определений культурных индустрий утверждает, что это «деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, и которая может создавать добавленную стоимость и рабочие места путем создания и эксплуатации интеллектуальной собственности».
В секторе культурных индустрий выделяют ряд групп:
реклама,
архитектура,
художественный и антикварный рынок,
ремесла,
дизайн,
мода,
производство кино- и видеопродукции,
программирования, в том числе создание развлекательных и интерактивных программ и компьютерных игрушек,
музыка,
исполнительные искусства,
издательское дело,
теле-, радио- и Интернет-трансляции.
Поэтому культурные индустрии охватывают следующие виды деятельности:
аудио-визуальная творчество (фильмы, ТВ, радио, новые медиа, музыка);
туризм;
спорт;
книги и пресса;
наследие (музеи, библиотеки, архивы и историческую среду);
перформативные искусства (театр, исполнительское искусство и танец);
визуальные искусства (галереи, архитектура, дизайн и ремесла).
В свою очередь Дж. Браун выделяет 4 ключевых элемента интеллектуальной концепции креативных индустрий:
базируются на творческих, художественных возможностях личностей;
действующих в союзе с менеджерами и технологами;
создают рыночные продукты;
их экономическая ценность имеет культурное или интеллектуальное происхождение.
Культурное предпринимательство предполагает преобразование творческого и интеллектуального ресурса в "творческий продукт", например видеофильм, дизайнерскую вещь, и т.д. Для городов важно направлять творческий потенциал предпринимателей через создание творческих центров и сред в городах, которые часто называют креативными кластерами.
Креативные кластеры - это особое место, несколько предприятий, фирм, мастерских, офисов, объединенные в общее пространство и занятые в сфере культурного предпринимательства.
В таком кластере возникает общее, специфическое, открытое и творческую среду для коммуникации и сотрудничества, создаются новые формы взаимных отношений как альтернатива социальному капиталу. Главной чертой креативных кластеров является совместная атмосфера творчества и бизнеса, которая способствует производству нового продукта. Часто такие кластеры помогают проводить городскую регенерацию.
В центре внимания современного производства должно быть творчество и поэтому акцент переносится с промышленного сектора на индивидуальную креативность и свободу.
Новые сферы культуры, такие как мода, телевидение, дизайн является главным коммерческим, и способствуют появлению креативных профессионалов и менеджеров в сфере культуры. Для сектора культурных индустрий особое значение приобретает историческая, этническая, социальная специфика места, где сконцентрированы творческие силы, активно влияет на разработку стратегии в области культурных проектов.
Активная поддержка культурных индустрий местной властью особенно ярко проявляется в традиционных индустриальных центрах, например, в Ливерпуле, Манчестере, Берлине или Милане. Исследуя условия производства и жизни пролетариата на примере промышленности Манчестера, Ф. Энгельс, описывая расположение домов, производственных зданий заметил особую атмосферу, которую создают промышленные города для рабочих. Использование пространственной организации креативного кластера отчасти является залогом его успеха.