Особенности рынка культурной отрасли

Еще один важный субъект творческой экономики - агентства культурных индустрий, которые являются посредниками между сообществом креативных предпринимателей и городскими властями. Агентства проводят анализ ресурсов территории и выявляют ее творческий потенциал, а уже потом разрабатывают стратегии развития и выстраивают систему поддержки креативного предпринимательства. Процесс исследовательской и аналитической деятельности агентств довольно сложный и вбирает в себя трудоемкую и длительную работу.

Сегодня крупнейшие и авторитетные агентства культурных индустрий существуют в Великобритании, которые являются признанными лидерами в своей отрасли, которых привлекают руководители городов разных стран мира для исследований, консультаций, оценки перспективы творческого рынка, использование творческого роста и потенциала, исследование перспектив перепрофилирование экономики города в интересах творческого сектора.

Джастин О'Коннор отмечает, что смена парадигмы потребления влияет на производство (исходя из того, что культура становится товаром), которое также рассматривается сквозь призму культуры: культурное потребление связано с образованием, стилем жизни, досугом, идентичностью. Согласно потребляется новый культурный товар, а культурное производство имеет новое отношение к работе, карьере, исследований, амбиций, счастья, успеха, при этом культурные производители имеют потенциал формировать новые привычки.

Поскольку производство в сфере культуры базируется на информации, то чрезвычайное развитие цифровых технологий и глобализация сетей обмена информацией сделали культурный сектор одним из самых динамичных в мире.

В числе сверхдоходных современных компаний мира являются те, которые работают в сфере радио и теле-вещания. Интернет компания Google, в настоящий момент, является одной из богатейших компаний мира, развлечений и создания игр.

Такие фирмы дают прирост доходов от 5% до 25% ежегодно. В США в 1998 году культурные индустрии дали больше дохода, чем авиационная отрасль, а в Британии культурные индустрии генерируют более 150 млрд. годовых дохода (2001 г.), что составляет почти 10% национального ВВП.

Еще в начале 1980-х годов музыкальная индустрия Великобритании превысила доходы инженерного сектора, а статистика 1998 показала, что музыканты, актеры и режиссеры приносят королевству $ 99 миллиардов ежегодно, что превышает доходы от сельского хозяйства и угольной промышленности.

Всего британские театральные, телевизионные, фильмовые и музыкальные компании занимают 16% мирового рынка, который приносит баснословные доходы государству и городам. Например, в структуре креативной экономики Британии, Манчестер является важным центром создания программ для BBC, местом активного туризма, музыкальной индустрии, науки и спорта. Эти отрасли позволили регенерировать Манчестер из грязного промышленного города в современный привлекательный креативный город.

По данным Европейского союза, в 2003 году культурный и творческий сектор в европейском масштабе производил продукта на сумму более 654 миллиардов евро, что составило 2.6% ВНП ЕС, при этом доля текстильной промышленности в ВНП составляет 0.5%, а пищевая промышленность, производство напитков и табака - 1.9%.

При этом общий рост сектора в 1999-2003 годах превысило 19.7%, что было на 12.3% выше, чем рост общей экономики. По состоянию на 2004 год в секторе было занято 5.8 миллионов человек, что составляет 3.1% общей занятости.

Учитывая значительное влияние на экономику, программы поддержки развития креативного предпринимательства занимают ключевое место в социально-экономической политике городов и стран Европы и Северной Америки и приобретают все возрастающего значения в других регионах мира, например, в Юго-Восточной Азии и Южной Америке.

В XX в. Йозеф Шумпетер выделил предпринимательство как четвертый фактор производства, неизвестный у классиков марксизма. Согласно его концепции, предприниматели здесь формируют инновационные решения и играют ключевую роль в общественном прогрессе.

В начале XXI века популярной стала новая концепция "креативного класса". Представители творческих профессий формируют сегодня, по сути, новый общественный класс, который начинает определять не только развитие отдельных организаций, рост и процветание целых городов и регионов, но и мощь государств на мировой геополитической карте.

Следует разделять академический и практический подходы к понятию "культурная индустрия". Ученые обычно выделяют два необходимых признака культурной (креативной) индустрии: индивидуальный подход при разработке продукта и доминирующее значение нематериальной составляющей в его ценности.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Меню