Стратегическое планирование организации стратегический анализ
Таким образом, резюмируем, что РЕSТ - анализ - это конкретный инструмент стратегического анализа макросреды организации, использование которого очень важно в стратегическом анализе.
. Анализ микросреды организации
К среде непосредственного окружения относят ту часть внешней среды, с которой организация имеет конкретное и непосредственное взаимодействие.
В центре внимания находятся потребители, конкуренты, поставщики, посредники и контактные аудитории.
Помимо этого, особенно важным объектом изучения является положение предприятия на рынке среди конкурентов. Задача этого анализа состоит в оценке состояния и развития ситуации на рынке и определения конкурентных позиций организации на нем.
Анализ отрасли и конкурентной среды можно проводить по схеме, предложенной А. Томпсоном и А. Стриклендом:
. Основные экономические характеристики отрасли.
. Анализ конкурентной среды.
. Движущие силы.
. Конкурентная позиция основных фирм/стратегических групп.
. Анализ конкурентов.
. Ключевые факторы успеха.
. Перспективы отрасли и ее общая привлекательность.
Используя этот подход в ходе анализа, необходимо получить ответы на семь вопросов.
1.
Каковы основные экономические показатели, характеризующие отрасль?
Факторы, которые необходимо изучить, в основном стандартны:
• размеры рынка, его динамика, этап жизненного цикла;
• масштабы и характер конкуренции;
•число конкурентов и их относительные размеры;
• количество покупателей и их финансовые возможности;
• идет ли интеграция «вперед» или «назад»;
•легкость вхождения в отрасль и выхода из нее;
•имеет ли отрасль доходность выше или ниже среднего уровня прибыли в целом.
Экономические характеристики отрасли имеют большое значение при разработке стратегии.
. Какие конкурентные силы действуют в отрасли и каково их влияние? Сердцевиной анализа ситуации в отрасли и конкуренции в ней является тщательное изучение идущей в отрасли конкурентной борьбы, определение ее источников и оценка степени воздействия конкурентных сил. Этот шаг анализа особенно важен, так как невозможно разработать полноценную стратегию без глубокого понимания характера конкуренции в отрасли.
Несмотря на то, что влияние конкуренции в каждой отрасли различно, сам по себе характер конкуренции сходен. М. Портер наглядно доказал, что состояние конкуренции в отрасли можно охарактеризовать пятью конкурентными силами. Он считает, что конкуренция в отрасли, лежащая в основе экономики, и конкурирующие силы простираются значительно дальше обычного противостояния сторон в отдельной отрасли промышленности. Потребители, поставщики, потенциальные участники и продукты-заменители - пять конкурентных сил по Майклу Портеру. Эти силы являются конкурентными, в той или иной степени оказывающими влияние на отрасль.
Конкуренция между продавцами. Из всех пяти конкурентных сил наибольшее влияние оказывает конкурентная борьба между соперничающими фирмами, представляющими однотипные товары и услуги. Считается, что конкуренция интенсивна, если действие фирм - конкурентов снижают среднюю прибыль в отрасли, умеренна, если большинство фирм получает вполне приемлемую прибыль, и слаба, если большая часть компаний отрасли может получать прибыль выше средней, вкладывая средства лишь в производственные инвестиции.
Влияние на конкуренцию в отрасли товаров-заменителей. Фирмы одной отрасли промышленности нередко вступают в острую конкуренцию с фирмами другой отрасли промышленности, поскольку выпускаемые ими товары являются взаимозаменяемыми. Производители очков конкурируют с изготовителями контактных линз. Сахарная промышленность конкурирует с компаниями, производящими заменители сахара. Производители пластиковых контейнеров находятся в состоянии острой конкуренции с изготовителями стеклянных бутылок и банок, бумажного картона, жестяных и алюминиевых консервных банок.