Основные методы управления мотивацией
Не будем останавливаться на существующих теориях мотивации, так как один их обзор может занять не одну сотню страниц, и перейдем к описанию теоретических концепций в области мотивации трудовой деятельности.
Существуют три основных подхода к выбору мотивационной стратегии предприятия (фирмы):
. Стимул и наказание: люди работают за вознаграждение: тем, которые работают хорошо и много, платят хорошо, а тем, кто работает еще больше, платят тоже больше. Тех, кто не работает качественно, наказывают.
. Мотивирование через саму работу: дайте человеку работу интересную и приносящую ему удовлетворение, и качество исполнения будет высоким.
. Систематическая связь с менеджером: определяйте цели с подчиненным и дайте ему положительную обратную связь, когда он действует правильно, и отрицательную, когда он ошибается. Выбираемая мотивационная стратегия базируется на анализе ситуации и предпочитаемом стиле взаимодействия руководителя с другими людьми.
Используются следующие мотивационные методы:
. Использование денег для вознаграждения и стимула.
. Наложение взысканий.
. Развитие сопричастности.
. Мотивирование через саму работу.
. Вознаграждение и признание достижений.
. Упражнение в руководстве.
. Поощрение и вознаграждение групповой работы.
. Обучение и развитие сотрудников.
. Ограничение, лимитирование отрицательных факторов.
Деньги в качестве зарплаты или других форм вознаграждения - очевидная форма награды. Сомнение в эффективности денег как средства мотивации заключается в том, что повышение зарплаты не приводит автоматически к повышению эффективности и производительности труда, хотя недостаток денег или задержка выплаты зарплаты однозначно приводит к росту недовольства, напряженности и снижению производительности труда. Но следует учитывать, что деньги являются средством достижения различных целей, прямо или непрямо связаны с удовлетворением многих потребностей. Например, в иерархии Маслоу деньги удовлетворяют основные потребности выживания и безопасности, они могут удовлетворять и потребность в самоуважении, в престиже и статусе, а также желания вещемании и алчности. Ясно, что все люди нуждаются в деньгах, и требуется им платить необходимую сумму для привлечения и удержания в организации.
Единственным исключением выступают немногочисленные ситуации, когда внутренняя привязанность к работе превалирует над финансовыми соображениями. Деньги могут вызывать положительную мотивацию при определенных условиях, но неизменная систематическая плата может и демотивировать. Чтобы эффективно использовать деньги как мотиватор и избегать их воздействия как демотиватора, следует:
) платить конкурентную зарплату для привлечения и удержания специалистов;
) давать такую зарплату, которая отражает стоимость работы для компании на основах справедливости;
) связать плату с качеством исполнения или результатом, чтобы награда была соизмерима с усилиями работника;
) работник уверен, что его усилия будут поощрены соответствующей наградой.
Зарплата - это не единственная форма поощрения, возможны самые разнообразные поощрения. Например, в преуспевающих западных фирмах (приводим неполный перечень возможных поощрений):
. Хорошим работникам, как правило, каждые полгода увеличивается заработная плата.
. Премия за выслугу лет через 5, 10 и более лет.
. Оплаченное приглашение на 2 обеда или ужина в первоклассном ресторане, которое фирма выдает сотруднику, если он за целый год ни разу не брал больничного.
. Принятие отделом кадров на себя личных забот и проблем сотрудников. Это, например, банковские кредиты, которые не удалось возвратить, другие долги, различные проблемы с детьми, помощь при болезни и других проблемах, - в этих случаях фирма бесплатно предоставляет юридическую помощь.