Стратегическое управления коммерческой деятельностью

Управление - процесс планирования, организации, мотивации и контроля. Управление коммерческой деятельностью - выполнение перечисленных функций на подсистемах коммерческой деятельности.

Стратегическое управление - такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.

Раскрыв сущность рассматриваемого предмета, выделим основные этапы и определим для себя последовательность, согласно которой будем формировать стратегическое поведение хозяйствующего субъекта. Затем перейдем к изучению содержательной стороны каждого из выделенных нами этапов, т.е. рассмотрим те шаги, которые необходимо предпринять для конструктивной разработки и эффективной реализации стратегии.

Сопоставляя подходы различных авторов к определению содержательной стороны стратегического управления, можно констатировать, что в основном ученые придерживаются принципов И. Ансоффа и Г. Минцберга. Они рассматривают методологию стратегического менеджмента, как состоящую из двух взаимодополняющих подсистем: [15. С.89]

) управление стратегическими возможностями, включающее анализ и выбор стратегической позиции, или "запланированная стратегия";

) оперативное управление проблемами в реальном масштабе времени, позволяющее фирмам реагировать на неожиданные изменения или "реализуемая стратегия".

Рис. 1.1. Процесс формирования стратегии по М. Мескону [25. С.415].

Классическая структурная схема формирования стратегического поведения, сформулированная Месконом, представлена на рис. 1.1.

В разрабатываемом нами алгоритме, сведем последовательность формирования стратегического поведения к следующим четырем блокам (см. рис. 1.2.): [44. С.218]

Рис. 1.2. Процесс планирования стратегии

1) "анализ" (оценка внешнего и внутреннего окружения, определение миссии. формулировка целей);

2) "планирование" (планирование стратегии, постановка задач);

) "реализация" (разработка планов, проведение структурных изменений);

) "контроль" (формирование бюджетов, оперативное управление, оценка и контроль).

Из схемы видно, что анализ внешнего окружения не отображается отдельным этапом, а "стоит" как бы "над" всем процессом стратегического управления. Можно согласиться, что "анализ, прогнозирование и мониторинг" внешнего окружения следует представлять отдельно, в виде базиса, на котором строится модель стратегического менеджмента. Это связано с тем, что оценку внешнего окружения необходимо осуществлять постоянно и этот процесс не может быть выделен в отдельный этап. (Кроме того, факторы внешней среды, в отличие от внутренней, в основном не поддаются воздействию, их можно лишь учитывать.)

При таком подходе (см. рис. 1.2.), во-первых, увеличивается степень контроля над изменениями во внешнем окружении, так как анализ среды осуществляется как бы параллельно с каждым этапом и, во-вторых, обеспечивается соответствие методологическому принципу современного стратегического управления, который заключается в построении стратегии от будущего через прошлое к настоящему (прогнозирование Þ анализ Þ мониторинг).

. Этап "анализа". Исходным этапом процесса разработки стратегии является анализ стратегических факторов среды, в которой действует предприятие. Стратегический "анализ" направлен на решение вопроса о том, к чему организация может стремиться в своей среде функционирования и на какой уровень, при прочих благоприятных условиях, ей следует выйти, чтобы выжить и развиваться. Здесь необходимо проанализировать условия (среды), в которых действует организация

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Меню