Потребность в профессиональной самореализации у продавцов

Проблема профессиональной самореализации человека является одной из самых спорных по своему содержанию, так как под этим понятием понимается достаточно противоречивая характеристика потребности человека к достижению своего внутреннего идеала, примеряемому им к профессиональной деятельности и одновременно к своей жизни.

Необходимо отметить, что до настоящего времени это понятие является некоторым собирательным образом, обозначающим множество сторон активности личности. Большинство ученых, изучающих проблемы развития личности, проблемы самореализации, довольно часто не могут точно определить, что они понимают под этим понятием, и используют понятие самореализации, самоактуализации и самоосуществление как тождественные друг другу.

Мы также далее рассматриваем самоактуализацию и самореализацию как сходные по своему содержанию понятия на основе концепций А.Маслоу и К.Роджерса.

Самореализация в профессиональном развитии может быть достигнута на разных уровнях.

Природа самореализации лежит в таком плане, где идеальное «Я» человека взаимодействует с «реальным Я», и только достижение их соответствия друг другу приводит к самореализации. Если эти «Я образы» постоянно меняются, то самореализация «оттягивается во времени, но может приобретать» более «качественное» наполнение, хотя и не обязательно в такой последовательности. [10: 54]

Если учитывать такую особенность «реального Я», как то, что оно существует в психологическом настоящем, то функцией психологического настоящего является саморазвитие, включающее в себя самопознание и самореализацию, поэтому благоприятным вариантом самореализации, понимаемой как активное участие в различных сферах жизнедеятельности, является такой, при котором диапазон областей самореализации достаточно широк; неблагополучным вариантом является такой, при котором этот диапазон узок.

Большое значение для изучения потребности профессиональной самореализации, имеет представление Р.Бернса о структуре разделения Я-идеального на различные аспекты, с точки зрения Я-реального, и Я-идеального, где Я-идеальное означает конечную цель карьеры, который можно оценить как карьерный успех.

Эта успешность, с учетом позиции Р.Бернса, включает три составляющих:

1. Когнитивная составляющая. К этому элементу относятся различные самоописания человека, касающиеся как физических, так и психологических характеристик (Образ Я).

2. Оценочная составляющая. Сюда Р.Бернс включает оценочные характеристики различных аспектов жизни и связанные с этим переживания (т.е. это самооценка - динамичная категория). Самооценка во многом зависит от того, как его видят и оценивают окружающие люди.

. Поведенческая составляющая - это «конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой».

С учетом позиции Р.Бернса, образ и оценка своего Я предрасполагают индивида к определенному поведению (построению карьеры), в связи с чем, глобальную Я - концепцию он рассматривает как совокупность установок индивида, направленных на самого себя (оценка своих общих достижений и принятие вывода о достижении или не достижении самореализации). Выделяет три основные модальности самоустановок:

1. Реальное Я - установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, т.е. с его представлениями о том, каков он на самом деле как профессионал, свой реальный карьерный успех.

2. Зеркальное (социальное) Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, каким его видят другие - например, оценивающие его друзья, знакомые, семья.

. Идеальное Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, каким бы он хотел быть, стать - достигнуть вершины карьеры, то есть возникает картина карьерной успешности, и всего что с ней связано. [8: 296]

Рассматривая генезис Я-концепции, Р.Бернс обращает внимание на то, что реальное Я и социальное Я должны быть согласованы по содержанию; а между содержанием реального Я и содержанием идеального Я необходимы некоторые расхождения для дальнейшего развития личности. То есть если существующая карьерная позиция одна, другая, которая желаемая, всегда более значима для человека по более совершенным характеристикам.

В целом весь процесс формирования Я-концепции и человека, в том числе и карьерного роста, Бернс назвал «самореализующейся линией развития», это соответствует роджерианской «самореализации личности» [8: 299] Данные понятия отражают постоянный рост личности, стремление человека реализовывать свои возможности, развивать способности, приближаясь тем самым к поставленной цели.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Меню