Потребность в профессиональной самореализации у продавцов

В зависимости от объективных условий внутриорганизационная карьера может быть перспективной или тупиковой - у сотрудника может быть либо длинная карьерная линия, либо очень короткая. Одна и та же карьерная линия для разных сотрудников может быть и привлекательной, и неинтересной, что существенным образом скажется на эффективности их дальнейшей деятельности, и в конечном итоге на достижении или не достижении самореализации.

С учетом вышеизложенных положений представим краткое описание этапов карьеры следующей таблицей.

Таблица

Описание этапов карьеры и соответствующим им видов мотивации на пути к самореализации

Этап карьеры

Возрастной период

Краткая характеристика

Особенности мотивации (по Маслоу)

1. Предварительный

До 25 лет

Подготовка к трудовой деятельности, выбор области деятельности

Безопасность, социальное признание

2. Становление

До 30 лет

Освоение работы, развитие профессиональных навыков

Социальное признание, независимость

3. Продвижение

До 45 лет

Профессиональное развитие

Социальное признание, самореализация

4. Завершение

После 60 лет

Подготовка к переходу на пенсию, поиск и обучение собственной смены

Удержание социального признания

5. Пенсионный

После 65 лет

Занятие другими видами деятельности

Поиск самовыражения в новой сфере деятельности

Успешная самореализация подразумевает наличие собственной активности, проявление своей индивидуальности, т. е. творческого начала. Следование готовым образцам, копирование и подражание вряд ли можно признать успешной самореализацией. Поэтому в качестве основного параметра, характеризующего самореализацию, выделяется такой её характер, который на позитивном ее полюсе характеризуется как творческий, а на негативном - как репродуктивный. [8: 58]

Согласно Роджерсу, самоактуализирующийся человек - «полностью функционирующая личность»; [37: 359] его свойства во многом напоминают свойства ребенка, что естественно: ведь человек как бы возвращается к самостоятельной оценке мира, характерной для ребенка до его переориентации на условия получения одобрения.

Если рассматривать теоретические взгляды Роджерса более обобщенно, то он постулировал естественное развитие людей к «конструктивной реализации» [37: 362] свойственных им врожденных возможностей. Он утверждал, что все человечество обладает естественной тенденцией двигаться в направлении независимости, социальной ответственности, креативности и зрелости.

Следует заметить, что подобный взгляд на природу человека является сутью всей теории Роджерса и точно отождествляется с гуманистическим направлением в персонологии.

Наряду с позитивной точкой зрения на природу человека, Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все поведение вдохновляется и регулируется неким объединяющим мотивом, который он называл тенденцией актуализации. Он представляет собой «свойственную организму тенденцию развивать все свои способности, чтобы сохранять и развивать личность». [37: 369] Таким образом, важнейший мотив жизни человека - это актуализировать, то есть сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы.

Роджерс предположил, что фактически все поведение людей направлено на повышение их компетентности или на их актуализацию. [37: 372]

Для Роджерса весь жизненный опыт оценивается с позиции того, насколько хорошо он служит тенденции актуализации. Эта установка отражается в другом термине, который он использовал в связи с этой тенденцией: организмический оценочный процесс. [37: 389] Это словосочетание отражает идею о том, что люди ищут и оценивают позитивно переживания, которые они воспринимают как содействующие их личности или развивающие ее. Люди испытывают чувство удовлетворения от таких позитивных переживаний. И напротив, они избегают и оценивают негативно те переживания, которые воспринимают как противоречащие или препятствующие их актуализации. Организмический оценочный процесс позволяет людям оценить переживания с точки зрения того, насколько они способствуют тенденции актуализации или препятствуют ей.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Меню