Анализ результатов исследования
Результаты по модифицированной методике изучения смысложизненных ориентаций в профессиональной сфере (СЖО), показалич, что при самооценке профессиональной самореализации большая часть испытуемых считают, что профессиональная жизнь кажется совершенно спокойной и рутинной - так считают 88% испытуемых. Профессиональная жизнь сложилась совсем не так, как о ней мечтали - считают 80% испытуемых. Обычно на работе полны энергии и профессиональная жизнь наполнена интересными делами, а также в профессии нашли свое призвание и цели - так считают 68% испытуемых. В профессиональной жизни имеют очень ясные цели и намерения 64% испытуемых. Едва ли способны найти профессиональное призвание и интересные цели в жизни 60% испытуемых.
Результаты изучения профессиональной самореализации, показали, что высокий уровень профессиональной самореализации был выявлен у 28% испытуемых, средний уровень профессиональной самореализации был выявлен у 32% испытуемых, низкий уровень профессиональной самореализации был выявлен у 40% испытуемых.
Результаты диагностики по методике «Диагностика мотивационной структуры личности» В. Э. Мильмана, показали, что убольшинства - 64%, была выявлена потребность проявления в профессиональной деятельности творческой активности, у 60% выявлена ведущая мотивация «жизнеобеспечения», то есть стремление зарабатывать деньги. Для этих специалистов работа имеет ценность из-за денег, и профессиональную деятельность, профессиональную компетентность, они рассматривают только через вознаграждение. Для 48% испытуемых ведущая мотивация - стремление к общению, это является показателем недостаточно удовлетворенной потребности именно в общении, даже в деловой сфере. У 44%, значимой потребностью является стремление к комфорту. Для 36% очень важна мотивация достижения и поддержания определенного социального статуса в профессиональной деятельности. Для 20% очень важна потребность в общей активности, что является показателем недостаточной включенности таких людей в профессиональную деятельность, поэтому у них остается множество нереализованных потребностей, которые и поддерживают потребность реализации общей активности. Только 28% испытуемых хотят быть социально полезны в своей профессиональной деятельности, то есть понимают свое значение для общества.
Результаты корреляционного анализа, выявляющего взаимосвязь профессиональной компетентности и профессиональной самореализации продавцов, показали следующее:
При увеличении организаторской профессиональной компетентности у продавцов также улучшается понимание своей профессиональной жизни совершенно спокойной и рутинной. При увеличении индивидуальной профессиональной компетентности, у продавцов растет понимание того, что профессиональная жизнь сложилась совсем не так, как мечталось. При росте осознания для продавцов своего призвания и цели в профессии снижается коммуникативная профессиональная компетентность. При росте проектировочной профессиональной компетентности увеличивается у продавцов осознание своей карьеры как ненастойчивой. При росте информационной профессиональной компетентности снижается у продавцов осознание своей карьеры как подчиняющейся. При росте аналитической профессиональной компетентности снижается у продавцов осознание своей карьеры как доминирующей. При росте личностной профессиональной компетентности снижается у продавцов осознание своей карьеры как бесцеремонной и доминирующей. При росте осознания своей карьеры как самостоятельной, снижается потребность общения, увеличивается потребность быть социально полезным для общества. При росте осознания своей карьеры как неделовой, увеличивается потребность в профессиональной самореализации, и растет осознание себя уверенными в своей карьере. При росте понимания испытуемых, что обычно на работе очень скучно, снижается потребность быть социально полезным. При росте не способности испытуемых найти свое профессиональное призвание и интересные цели в жизни, увеличивается потребность в общении с окружающими. При росте информационной компетентности, увеличивается потребность в жизнеобеспечении. При росте аналитической компетентности, увеличивается потребность в самореализации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования мы установили, что в настоящее время под профессиональным развитием личности понимается процесс становления субъекта собственной профессиональной деятельности, осознающего и активно преобразующего свой внутренний мир. Главным в этом процессе является выход субъекта деятельности в позицию творческого проектирования себя как личности и как профессионала, с созданием новой профессиональной действительности и, тем самым, формированием Я-образа и образа своей жизни. Можно определить профессиональную компетентность как интегральную профессионально - личностную характеристику, определяющую способность и готовность выполнять профессиональные функции в соответствии с принятыми в социуме в конкретно- исторический момент нормами, стандартами и требованиями. Структуры профессиональной компетентности рассматриваются с точки зрения сформированности у специалиста определенного комплекса умений, и выделяется в соответствии с этим: проектировочная компетентность; информационная и прогностическая компетентность; организаторская компетентность; коммуникативная компетентность; аналитическая компетентность; специальная компетентность; социальная компетентность; личностная компетентность; индивидуальная компетентность Потребности самореализации - это желание стать всем, чем возможно; потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала. Ее путь труден и связан с переживанием страха неизвестности и ответственности, но он - путь к полноценной, внутренне богатой жизни. Самореализация - обозначение той силы, что заставляет человека развиваться на самых различных уровнях - от овладения моторными навыками до высших творческих взлетов.