Конфликт в управленческой деятельности
1. Понятие, структура и фазы развития конфликта.
2. Типология конфликтов и причины их возникновения.
3. Стратегии конфликтного взаимодействия.
4. Типы конфликтных личностей.
5. Управление конфликтами.
1
. Понятие, структура и фазы развития конфликта.
Ключевым элементом любого конфликта является противоречие, но только в том случае противоречие становится источником конфликта, когда они осознаются и вызывают отрицательные переживания, сопровождающиеся конфликтным поведением. магазин мотоблоков motobloki-shop.ru
Конфликт -
столкновение противоречий мнений, интересов, противоположно направленных, не совместимых друг с другом тенденций в межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями, которые выражены в конфликтном поведении.
Основные составляющие конфликта.
1) Сторона конфликта (участники, оппоненты). Участниками могут быть отдельные индивиды, социальные группы, организации, государства. Каждый участник конфликта характеризуется своими мотивами, ценностями, установками, занимают определенное социальное положение, моральную позицию, что составляет личный ресурс участников конфликта.
) Условия протекания конфликта - тот внешний социальный контекст, в котором возникает и развивается конфликт (общественное мнение, отношение к власти, к митингам, забастовкам, демонстрациям).
) Предмет конфликта, т.е. проблема, которая послужила причиной раздора (материальные ценности, идеи, принципы, власть, престиж и т.д.).
) Потребности и позиции сторон.
) Образы конфликтной ситуации или особенности восприятия конфликта сторонами. Важно сформировать адекватную оценку восприятия конфликта.
) Возможные действия участников конфликта - стратегии поведения сторон.
К. Томас выделяет пять стратегий поведения:
- борьба, соперничество;
- приспособление;
- компромисс;
- сотрудничество;
- избегание, уход от разрешения конфликта.
Нет хорошей или плохой стратегии поведения в конфликте. В зависимости от ситуации каждая стратегия может быть психологически грамотной, адекватной ситуации
) Последствия конфликтных действий, которые могут быть конструктивными, деструктивными в зависимости от способа разрешения конфликта.
) Динамика протекания конфликта.
Стадии развития конфликта.
1. Предконфликтная (конфликтная) стадия, когда есть предмет конфликта, но нет открытых столкновений оппонентов, может отсутствовать осознание предмета конфликта одним из оппонентов; накапливается недовольство, состояние дискомфорта. Иногда конфликт может закончиться на этом этапе.
. Инцидент - открытое осознаваемое оппонентами столкновение участников конфликта. Инцидент является толчком для конфликта, делает предмет конфликта зримым, а его участников активными. Иногда конфликт может закончиться на этом этапе.
. Эскалация - верхняя точка развития конфликта. Ее признаки: другая сторона воспринимается в образе врага, растет эмоциональное напряжение, происходит переход от аргументов к претензиям и личным выпадам. Достигается кульминация протекания конфликта, после которой отношения оппонентов достигают такого накала, что сторонам становится ясным необходимость прекращения конфликта.
. Деэскалация - стадия завершения конфликта, т.е. это переход от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта по любым причинам.
Несмотря на то, что последовательность стадий неизменна, возможен пропуск каких-либо стадий, также конфликт может закончиться на любой из стадий.
Однако чтобы определить существо конфликта и наметить способы его разрешения, необходимо изучить причины его возникновения, которые в свою очередь определяют и типы конфликта.
2.
Типология конфликтов и причины их возникновения.
Чаще всего выделяют объективные и субъективные причины, пи этом объективные причины - причины, вызванные трудовыми процессами; субъективные - причины, вызванные личностными особенностями сторон конфликта. Существуют также объективно-субъективные причины, вызванные личностными особенностями сторон конфликта; объективно-субъективные причины, вызванные психологическими особенностями человеческих отношений.
К объективным причинам относят: экономические, технологические и организационные факторы, которые проявляются в недостаточных ресурсах времени, нечетком распределении ответственности, отсутствии технологий деятельности, сложной иерархии подчинения.