Психологические основы управления персоналом
1. Основные направления кадровой политики в организации. Проблема привлечения персонала.
2. Формирование требований к кандидату. Проблема адаптации персонала в организации.
3. Методы оценки и аттестации персонала.
.
Основные направления кадровой политики в организации. Проблема привлечения персонала.
Кадровая политика организации -
генеральное направление кадровой работы, совокупность принципов, методов, форм организационного механизма по выработке целей и задач, направленных на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала; на создание квалифицированного и высокопроизводственного сплоченного коллектива, способного своевременно реагировать на постоянно меняющиеся условия рынка с учетом стратегии развития организации.
Направления кадровой политики:
1) Управление персоналом организации. Принципы: принцип одинаковой необходимости достижения индивидуальных и организационных целей.
) Подбор и расстановка персонала. Принципы:
- принцип соответствия, предполагает необходимость соответствия объема знаний полномочиям, ответственности, возможностям человека;
- принцип профессиональной компетенции определяет необходимость наличия уровня знаний соответствующего требованиям должности;
- принцип практических достижений определяет наличие определенного уровня опыта;
- принцип индивидуальности предполагает наличие индивидуальных качеств работника, черт характера для выполнения работы.
) Формирование и подготовка резерва для выдвижения на руководящие должности. Принципы:
- принцип конкурентности - отбор кандидатов на конкурсной основе;
- принцип ротаций определяет необходимость планомерной смены должности по вертикали и по горизонтали;
- принцип индивидуальной подготовки определяет необходимость подготовки резерва на конкретную должность по индивидуальной программе;
) Оценка и аттестация персонала. Принципы:
- отбор показателей оценки определяет необходимость составления системы показателей, включающих в себя: цель оценок, критерии и частоту оценок:
- принцип оценки выполнения заданий определяет необходимость оценки результатов деятельности по выбранным критериям.
) Развитие персонала. Принципы:
- принцип повышения квалификации определяет необходимость периодического обучения персонала в соответствии с индивидуальной стратегией развития сотрудников;
- принцип самовыражения определяет наличие самостоятельности;
- принцип саморазвития определяет необходимость развития при наличии способностей.
) Мотивация и стимулирование персонала. Принципы:
- соответствие оплаты труда объема и сложности выполняемой работой;
- принцип соразмерного сочетания стимулов и санкций определяет необходимость наличия обязанностей и показателей;
- принцип мотивации определяет необходимость установления побудителей факторов, влияющих на индивидуальное стремление выполнения поставленных задач.
Существует несколько оснований для выделения типов кадровой политики:
. Уровень осознанности тех правил и норм, которые лежат в основе кадровых мероприятий и непосредственного влияния управленческого аппарата на кадровую ситуацию:
- пассивная;
- реактивная;
- превентивная;
- активное: рациональная и авантюристическая.
. Принципиальная ориентация на собственной или внешний персонал, степень открытости по отношению к внешней среде:
- открытая;
- закрытая.
Направления кадровой политики должны соотноситься с основными кадровыми процессами в организации, которые отражают этапы продвижения работника в организации:
) процесс привлечения и найма персонала (рекрутирование);
) организационное обеспечение функционирования персонала (рациональная расстановка персонала, исходя из уровня квалификации на основе эффективного использования возможностей каждого ребенка);
) формирование резерва корпуса руководителей;
) внутриорганизационное движение кадров;
) завершение карьеры, т.е. обеспечение оптимальных условий выхода человека из организации.
Привлечение персонала -
все мероприятия организации, направленные на поиск персонала, создание привлекательного образа организации, разработку технологий и каналов поиска, анализ рынка труда; анализ кадровой политики конкурентов при необходимости.
Отбор персонала -
мероприятия и действия, направленные на выявление из числа кандидатов тех, кто в наибольшей степени соответствует заявленной вакансии.
Методы набора кадров могут быть активными и пассивными.
К активным методам прибегают тогда, когда спрос на высококвалифицированных работников превышает предложение на рынке труда. Это вербовка кадров, т.е. наладив контакт с теми, кто представляет интерес для организации; центры занятости; специализированные кадровые агентства по подбору персонала; обращение в институты и другие учебные заведения; объявления в С.М.И.; подбор с помощью сотрудников; проведение презентаций; участие в ярмарках вакансий, праздников, фестивалей по подбору кадров; использование С.М.И. (заказ статьи об организации и преимуществах работы в ней); поиск внутри организации - это направление удовлетворяет потребности работников в кадровом росте, способствует сохранению стабильного состава организации, быстрому заполнению вакансий, нет необходимости для дополнительных затрат для адаптации персонала в организации. Предпочтения внешних работников: появление новых идей в организации, более широкие возможности выбора кандидатов; а к недостаткам относятся: риск неизвестности нового человека, его личных и профессиональных качеств, необходим дополнительный период адаптации.