Психологические основы управления персоналом

) первичная адаптация - приспособление молодых кадров, не имеющих опыта профессиональной деятельности;

) вторичная адаптация - приспособление работников, имеющих опыт профессиональной деятельности.

Психофизиологическая адаптация

- приспособление сотрудника к условиям труда и отдыха.

3.

Методы оценки и аттестации персонала.

Аттестация - оценка эффективности сотрудником своей деятельности, оценка индивидуальных особенностей деятельности сотрудника с целью накопления информации необходимой для принятия управленческих решений.

Проведение аттестации должно решить следующие задачи:

) оказание положительного влияния на мотивацию сотрудников, побуждение их к эффективной работе;

) планирование обучения и развития сотрудников (повышение квалификации) или психологической коррекции;

) планирование карьеры;

) принятие решений о вознаграждениях (повышение заработной платы, повышение в должности или увольнении).

Принципы проведения аттестационных мероприятий:

1) максимальная объективность оценки различных аспектов деятельности специалиста;

2) конфиденциальность результатов оценки;

3) активность участия в процессе аттестации самого сотрудника.

Методы аттестации:

1) Наблюдение за поведением сотрудников для определения соответствия их поведения стандартами, принятыми в организации.

2) Метод экспертных оценок. В качестве экспертов выступают руководители (оценка сверху), коллеги (оценка сбоку), подчиненные (оценка снизу) - метод «360» - аттестация.

3) Анализ результатов деятельности (наличие авторских программ, публикаций и т.д.).

) Профессиональное тестирование, проводится на основе профессиональных тестов, которые разрабатываются в каждом виде деятельности.

) Психологическое тестирование.

Все чаще при аттестации персонала прибегают к услугам ассесмент - центров, которые должны дать комплексную оценку персонала на основе создания и проведения упражнений, деловых игр, моделирующих ключевые моменты оцениваемого человека, а также на основе применения профессиональных и психологических тестов. Для оценки интеллектуальных возможностей используются тесты Амтхауэра, прогрессивные матрицы Ровена, интеллектуальный тест Кеттела; для характеристики мотивационной сферы - тесты Хиккхаузена, тесты Мехробияна, тесты Рокича «ценностных ориентаций»; для оценки личностных особенностей - тест Кеттела 16PF, тест Лири; тест Томаса - определение поведения в конфликте; тест Шмишека - на определение типов акцентуированных характеров.

Также используются организационные управленческие игры для оценки управленческих кадров, с целью моделирования управленческой ситуации, определения управленческих навыков и способностей к управленческим решениям.

К услугам ассесмент центров прибегают в следующих случаях:

- для анализа ресурсов организации;

- для анализа деятельности организации;

- для анализа особенностей корпоративной культуры;

- для анализа профессионально-важных качеств сотрудника необходимых для той или иной должности.

Результаты оценки ассесмент центров могут быть представлены:

- в виде ранжированных списков сотрудников;

- в виде развернутых характеристик с рекомендациями по использованию и развитию потенциала участников;

- в виде оценки степени готовности организации к изменениям, построения прогноза развития организации;

- в виде рекомендаций по конкретным кадровым программам по набору, развитию организации;

- в виде планирования индивидуальной карьеры, стимулирования труда и т.д.

Перейти на страницу: 1 2 3 

Меню