Определение понятия "лояльность"
Этот подход совместим с концепцией лояльности, основанной на теории обмена. Лояльность развивается как результат удовлетворенности работника вознаграждением и стимулирующими предложениями организации, в которой он работает. Этими вознаграждениями работнику необходимо будет пожертвовать, если он оставит компанию. Таким образом, так как денежно-кредитные, психологические, социальные, и другие затраты, связанные с предполагаемым уходом, оцениваются сотрудником более высоко, чем возможное вознаграждение на новом месте, то он вынужден быть преданным организации [19]
Ряд ученых, в отличие от Г. Беккера и его последователей, придерживаются установочного подхода и выдвигают концепцию установочной лояльности (attitudinal commitment). Под термином установочной лояльности понимается эмоциональное отношение работника к компании, а лояльность определяется как эмоциональная реакция, которая включает в себя заботу и беспокойство за компанию и коллег, чувство присоединения, принадлежности, взаимозависимости или доверия. При этом лояльность характеризует связь работника и организации. Так, Линда Джуэлл пишет о преданности организации как о переменной, изменяющейся характеристике, отражающей силу связи между человеком и организацией, в которой он работает, связи, существующей в его представлении. [15]
Установочный подход предполагает, что лояльность работника к организации образуется как сочетание восприятия организации и личностных характеристик человека, а так же прежнего опыта работы. Соединение этих факторов приводит к появлению устойчиво позитивных чувств по отношению к компании, которые потом преобразуются в лояльность. Часть ученых считают, что лояльность - это устойчиво положительная эмоциональная реакция на компанию, включая ее ценности, цели и задачи. Авторами выделяются три компонента лояльности:
) идентификация (identification) - полное принятие сотрудником целей и ценностей организации как своих собственных;
) вовлеченность (involvement) - психологическое погружение, вовлеченность или "растворение" в своей рабочей деятельности;
) собственно лояльность (loyalty) - чувство любви, преданности и привязанности к организации. [19, 32]
Одно из наиболее распространенных в западной научной литературе определений лояльности в рамках установочного подхода принадлежит Лиману Портеру и его коллегам. Авторы определяют ее как "готовность сотрудника прилагать большие усилия в интересах организации, большое желание оставаться в данной компании, принятие основных ее целей и ценностей". Исследователи рассматривают степень выраженности лояльности как меру отождествления работника с компанией, идентификации его с компанией, вовлеченности в ее деятельность. Она включает в себя:
) силу убежденности и принятия целей, политики и ценностей компании;
) степень готовности проявлять собственные значительные усилия от ее имени;
) силу желания поддерживать свою принадлежность к компании.
Эту концепцию развивает в российских условиях М. И. Магура. Он рассматривает феномен приверженности (автор переводит термин "commitment" именно так) как особое психологическое состояние работников, которое определяет их ожидания, установки, особенности их рабочего поведения и то, как они воспринимают организацию. "Организационная приверженность - это психологическое образование, включающее позитивную оценку работником своего пребывания в организации, намерение действовать на благо этой организации ради ее целей и сохранять свое членство в ней". [30]
По мнению М. И. Магуры, приверженность организации предполагает идентификацию, вовлеченность и лояльность. При этом идентификация - это осознание организационных целей как своих собственных. Она зависит от того, в какой мере люди информированы о положении дел в компании, о перспективах эффективного решения значимых для них задач; видят единство своих целей и целей компании; гордятся самим фактом своей работы в данной компании; считают справедливой оценку своего труда со стороны компании, рассматривая его как свой личный вклад в работу организации. [29, 30]