Особенности управленческой деятельности в общеобразовательных учебных заведениях
С личностных качеств руководителя следуют также особенности стиля его работы. Остановимся на тех, которые считаем основными. Укажем, прежде всего, на деловитость и организованность. В работе должна быть определенная система, порядок, на каждый день нужно сдавать четкий план, добиваться точного его выполнения. Порядок должен быть также в документации, на рабочем месте, во всем. Руководитель должен тому же требовать и от подчиненных.
Далее укажем на:
компетентность, знание своего дела - знание директивных документов, соответствующих законов школьной экономики, методики, новейших педагогических технологий;
умение работать коллективно, владение искусством совместно обсуждать и решать дела.
Обратное - авторитарный, командный стиль, который должен постепенно сдавать свои позиции перед коллективом; оперативность, умение ценить свое время и время своих подчиненных, лаконичность;
дальновидность - умение видеть, держать в поле зрения проблему, главные моменты;
открытость, открытость, прозрачность в работе.
Обратное - полная секретность во всем. Некоторые руководители именно на таинственности строят всю свою деятельность. Благодаря этому создается "имидж" всезнающего и всесильного директора, который держит в руках все, в том числе и вашу судьбу. Но это скорее феодальный, а не современный демократический стиль;
равно, одинаково объективное отношение ко всем членам коллектива (симпатии и антипатии демонстрировать нежелательно);
искусство убеждать;
культура общения, вежливость;
чувство юмора необходимо, чтобы снимать стресс у людей и у себя.
Обратное - черствость, равнодушие к проблемам других [50, 163]. Чем больше у руководителя положительных черт из числа указанных выше, тем эффективнее его работа, тем лучше атмосфера в руководимом им коллективе, тем меньшими усилиями достигается желаемый результат.
Никакая другая профессия не предъявляет таких требований к человеку, как профессия педагога, учителя, воспитателя, руководителя общеобразовательного учебного заведения. Педагог-руководитель обязан быть яркой, неповторимой личностью, носителем общечеловеческих ценностей, глубоких и разнообразных знаний, высокой культуры, стремиться к воплощению в себе человеческого идеала [63, 36].
Особые профессиональные и общественные функции руководителя школы: необходимость быть всегда на виду в самых объективных судей - своих воспитанников, заинтересованных родителей, коллег, широкой общественности - предъявляют повышенные требования к личности директора, его нравственного облика.
Практическая управленческая деятельность лишь наполовину построена на рациональных технологиях, вторая ее половина - искусство. Поэтому первое требование к современному руководителю школы - наличие способностей к управленческой деятельности.
Педагог, руководитель - это прежде всего и всегда великий труженик. Поэтому важнейшими профессиональными качествами педагога, руководителя должны быть признаны: трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, умение определить цель, выбрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, ответственность, стремление постоянно повышать качество своего труда [119, 2 ].
В условиях перехода к рыночным отношениям особую значимость приобретают человеческие качества руководителя школы, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в педагогическом процессе общеобразовательной школы.
К этим качествам относятся: человечность, доброта, терпение, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щедрость, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность в общении, интерес к жизни педагогов, сотрудников школы и воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура и т.д