Особенности управленческой деятельности в общеобразовательных учебных заведениях
Руководитель должен быть, лидером способным вести за собой подчиненных, используя свой авторитет, профессионализм, положительные эмоции. Должен быть дипломатом, успешно преодолевать внутренние и внешние конфликты.
Прежде всего руководитель - это просто человек, обладающий глубокими знаниями и умениями, уровнем культуры, честностью, решительностью характера и в то же время рассудительностью, способный быть во всех отношениях образцом для окружающих [113, 157]. Личность руководителя школы, его общая эрудиция, профессиональная подготовка, такт, энергичность, организаторские способности определяют лицо школы, деятельность педагогического и ученического коллективов. Каждый директор имеет свои особенности и достоинства. Однако есть ряд особых качеств, необходимых для формирования руководителя школы. К ним относятся:
Высокая культура, безупречная нравственность. Современный директор школы должен иметь фундаментальную общеобразовательную подготовку, следить за важнейшими событиями в Украине и за ее пределами, ему присуща высокая принципиальность, личной жизни. Основательное знание современной педагогики и психологии, мастерство педагога, компетентность в вопросах науки и культуры, тонкий художественный вкус придают личности директора школы особую привлекательность и не позволяют ему опуститься до уровня рядового хозяйственника. Руководитель школы должен умело распределять обязанности, создавать благоприятные условия для работы, организовать надлежащую помощь, контроль и руководство, обеспечить высокую деловую активность коллектива и поставки школы необходимыми материалами и пособиями, проявлять твердость, решительность и требовательность.
Сейчас справедливо уделяется много внимания принципам гуманизации труда. Это особенно важно в сфере педагогического труда. Руководитель школы просто обязан быть большим оптимистом, гуманным человеком, уважать людей, любить [105, 53].
Таким образом, для молодых руководителей общеобразовательного учебно-воспитательного учреждения очень важна собственная модель, программа развития личности менеджера образования и усовершенствования в осуществлении управленческой деятельности на посту руководителя школы.
Остановимся на тех принципах, которые особенно необходимы в настоящий период интеграции в европейские структуры: компетентность, гуманизация и демократизация управления учебно-воспитательным процессом.
Компетентность является результатом основательной базовой подготовки и непрерывного повышения мировоззренческого, профессионального и общекультурного уровня в различных формах и, главное, через самообразование [96, 32].
Принципы научности управления, структурно-функционального анализа, ситуационного подхода связаны именно с компетентностью, т.е. с готовностью руководителя учебного заведения выполнять свои профессиональные обязанности в соответствии с современных теоретических взглядов, придерживаться мировых требований к менеджменту.
Компетентность - это сочетание такого уровня науки и практики в деятельности конкретного менеджера учебно-воспитательного процесса, которое позволяет достигать высокого конечного результата с минимальными затратами нервной и физической энергии людей, эффективно организовывать личный труд и труд руководимого коллектива.
Компетентный руководитель школы или вуза опирается прежде всего на практические рекомендации по обеспечению всестороннего развития личности, творческих способностей, использование диагностических методик, предотвращения конфликтов, стимулирования и сплочения коллектива, совершенствование стиля руководства [76, 61]. Реализуя идеи демократизации и гуманистического мировоззрения с ориентацией на европейские и общечеловеческие ценности, надо помнить о национальные и региональные особенности Украины, учитывать региональный менталитет населения, творчески подходить к концепции образования.